search
main
0

Незримой нитью свяжет Интернет

​Переход к личностно ориентированному образованию невозможен сегодня без создания единого информационного пространства, широкого доступа научных и практических работников к источникам информации.

Интенсивное развитие инновационных процессов в системе дошкольного образования Москвы в рамках совместного пилотного проекта ЮНЕСКО и Департамента образования «Московское образование: от младенчества до школы» позволило педагогическому сообществу сформировать интеллектуальный ресурс, обеспечивающий повышение качества дошкольного образования. Для обеспечения доступности и открытости этого ресурса Департамент образования реализует информационный проект «Электронная библиотека». Нам, педагогам-дошкольникам, руководителям дошкольных учреждений, окружным методистам Москвы, проект «Электронная библиотека» позволит решить ряд волнующих нас проблем. Дошкольное образование ежегодно пополняется молодыми кадрами. С одной стороны, процесс омоложения педагогических кадров позволяет говорить о перспективах развития дошкольного образования, с другой, проблема профессионального становления молодежи остается сегодня актуальной. Зачастую в педагогической практике мы сталкиваемся с проблемой наставничества. Опытные педагоги констатируют тот факт, что молодежь не читает книг, тем самым возможность самообразования, а значит, и педагогического становления молодежи сводится, по мнению профессионалов, на нет. Но необходимо отметить, что молодой специалист сегодня – это человек другой эпохи, эпохи информационных технологий. Молодежь читает сегодня, но читает электронные книги, свободно общается в Интернете, именно поэтому проект «Электронная библиотека» – это еще и средство для конструктивного диалога молодежи и педагогов-наставников.  Проект позволит педагогу расти профессионально: от ситуации становления педагогического мастерства, в которой начинающий педагог – активный пользователь интеллектуального ресурса электронной библиотеки, до ситуации профессионального совершенствования, где педагог-мастер выступает разработчиком инновации, ее теоретиком и практиком, готовым транслировать свой интеллектуальный продукт в информационном пространстве. Стремительное развитие системы экспериментальных площадок в дошкольном образовании способствует обновлению содержания дошкольного образования в целом, что неоспоримый плюс. Но вместе с тем разработки городских и окружных экспериментальных площадок, которые так необходимы детским садам для развития, малодоступны педагогическому сообществу по нескольким проблемам. Несмотря на то что научные руководители экспериментальных площадок и педагогические коллективы, включенные в экспериментальную деятельность, проводят для педагогов города конференции, мастер-классы, обучающие семинары, «круглые столы», тем самым знакомя педагогическое сообщество Москвы с продуктом деятельности экспериментальных площадок, возможность мобильного получения информации по какой-то конкретной теме экспериментальной площадки отсутствует. Издания сборников с опытом работы экспериментальных площадок выходят малым тиражом, а значит, инновации недоступны для массовой практики. Аналогичная проблема затрагивает и проект «Детский сад будущего», а также правительственные гранты в области образования.  В течение года в Северо-Западном учебном округе проходили методические мероприятия для разной категории педагогических кадров, и в процессе профессионального общения педагоги обозначили проблему отсутствия возможности адресного выбора практических материалов. Так, к примеру, занимаясь проблемами игровой поддержки развития ребенка, педагог зачастую сталкивается с другой проблемой – психического или физического развития. Поэтому ему срочно необходим опыт работы практиков или науки, чтобы оперативно и грамотно информировать родителей об этой проблеме. Электронная библиотека позволит педагогам столицы оперативно и адресно выбирать фондовые материалы. Важно то, что проект «Электронная библиотека» обеспечит связь педагогического сообщества с научными, методическими организациями, заинтересованными в обновлении содержания и повышении качества образовательной практики. В формировании фонда электронной библиотеки участвуют высшие учебные заведения Москвы, а также педагоги-практики столицы. Все фондообразующие материалы электронной библиотеки будут сконцентрированы на одном сайте, пройдут экспертную оценку, будут размещены в определенных рубрикаторах. Уникальность проекта заключается в том, что он не коммерческий проект, что соблюдает авторские права, развивается на принципе добровольности. В перспективе размещение авторских разработок в электронной библиотеке будет способствовать повышению статуса педагога. В нашем округе методисты структурного подразделения дошкольного образования ОМЦ составили план реализации проекта «Электронная библиотека»: определены руководители, разработан алгоритм включения авторских материалов в фонд электронной библиотеки, подготовлен опыт работы центров игровой поддержки развития ребенка, материал по преемственности детского сада и начальной школы, обобщен материал по патриотическому воспитанию дошкольников, готовится пособие по психолого-педагогическому сопровождению московской семьи. 24 августа 2010 года в Московском институте открытого образования состоялся городской «круглый стол» «Формируем электронную библиотеку «Московское образование: от младенчества до школы», в котором приняли участие более 250 педагогов столицы, поддержавших идею создания электронной библиотеки, они получили конкретные рекомендации специалистов.  Развитие системы дошкольного образования неразрывно связано с информатизацией общества в целом – это необратимый процесс. В нашем округе в 152 детских садах созданы сайты, а ресурсные центры нашего округа  ведут переписку с русскоязычными пользователями из разных стран мира, что позволяет с уверенностью сказать: опыт дошкольного образования Москвы востребован, интересен и значим. Мария БРЕЕВА, методист окружного методического центра Северо-Западного округа

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте