Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Теория и практика

Независимо от времени и места

Соскучились по учебе и научились ценить жизнь
УГ - Москва, №05 от 2 февраля 2021. Читать номер
Автор:

Удивительно, но, совершенно не сговариваясь, все мы поняли в условиях пандемии, что надо более разумно подходить к неизбежному и искать оптимальные пути даже не выживания, а сохранения практики полноценной работы.

Прошедшие месяцы первого дистанционного обучения нельзя вспомнить ни единым добрым словом, но они многому нас научили и подвели к нынешнему удаленному обучению гораздо более подготовленными. Благодаря расширенным (по сравнению с прежними платформами) возможностям Microsoft Teams нам теперь подвластна и доска. Надо сказать, что без возможности быстро что-то написать или просто наглядно схематически показать на доске я точно чувствовала себя неуютно.

Кроме того что у нас появились новые возможности, мы стали по-другому пользоваться и теми, которые у нас были раньше. Если весной мы спешно и зачастую хаотично искали электронные материалы в разных источниках, чтобы показать их на уроке, то за осенние каникулы всеми учителями нашей школы была проведена очень масштабная и планомерная работа по системному подбору материалов МЭШ как к урокам, так и в качестве домашних заданий. Конечно, это была практически непосильная задача, но сейчас ясно видно, что те бессонные ночи были не напрасны. Теперь, начиная урок, мы уже вооружены набором необходимых ярких и наглядных материалов, действительно помогающих вести уроки и обеспечивающих доступность объяснения любой темы.

По моим наблюдениям, изменилось и отношение к МЭШ. Изначально мы все относились к ней достаточно потребительски. Сейчас же наконец поняли, что любой недостаток в выборе материалов можно восполнить самим, создав именно такой материал, который будет удобен и полезен непосредственно нашим ученикам. Несмотря на то что часть учителей нашей школы, как и всех других московских школ, ведут все уроки из дома, мы все равно делимся друг с другом информацией о любом новом приложении или ресурсе, с помощью которых можно создавать более наглядные и увлекательные тесты. Если весной мы часто посылали в чат тревожные новости или какие-то смешные зарисовки, поддерживающие позитивное отношение к жизни, то теперь наша учительская беседа все больше наполняется ссылками на интересные обучающие программы и ресурсы.

Даже нагрянувшие триместровые работы, которые я и в страшном сне не могла представить дистанционными, стали для меня приятной частью работы, а все благодаря коллегам. Именно они рассказали о возможностях системы Skysmart, составление любой работы в которой оказалось действительно увлекательным занятием. Сейчас особенно важно учитывать определенные особенности нашего обучения, а в этой системе при составлении работ всегда можно сделать упор на наиболее важных темах.

И мои опасения, связанные с неограниченными возможностями безудержного списывания в режиме онлайн, первопроходцы из нашего методобъединения тоже успешно развеяли. Как они выяснили, система не только не дает ученику копировать задания для дальнейшего помещения их в поиск, но и сообщает учителю о такой попытке, помечая особым образом это задание. Да и время на выполнение каждого задания учитель определяет сам.

Надо сказать, что не только учителя, но и ученики на этот раз уже иначе относятся к дистанционному обучению. Независимо от времени, места, а теперь уже и способа обучения ученики традиционно делятся на истинных учеников, действительно любящих учебу, и учеников поневоле, вынужденно терпящих школу и наш педагогический раж. Они весной восприняли режим самоизоляции как нескончаемый праздник сна и счастливого безделья, на борьбу с которым у их учителей и родителей уходили все силы.

Сейчас же и такие «неактивные» стали ценить возможность общения, простого человеческого диалога. У меня создается впечатление, что практически все ученики соскучились по учебе, а не просто опасаются недалекого уже выставления триместровых оценок. Во всяком случае подлинное участие в уроке и готовность отвечать ни с чем не спутаешь, а мой экран в этом году настолько пестрит поднятыми руками, что уже становится трудно уследить за тем, в каком порядке дети вызываются отвечать.

И еще одна сторона нашей школьной жизни – внеурочная деятельность и дополнительное образование – тоже претерпела существенные изменения. Уже несколько раз мы получали расширенные списки участников наших кружков, потому что и дети, и родители вошли во вкус сначала поиска, а потом и активного посещения разных развивающих занятий. И зачастую от них слышны такие пожелания насчет развития или углубления изучаемой темы, что многим из нас действительно приходится к следующему занятию уже не подбирать нетривиальные материалы, а самим садиться срочно создавать новые тесты и приложения на заинтересовавшие детей темы.

Самый же большой бум переживает сейчас олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы». Если раньше многие дети не могли постоянно и в полную силу участвовать в ней из-за дачных дел и проблем, а родители зачастую отказывались менять возможность законного отдыха на многочасовую поездку по городу, то теперь эти препятствия отпали сами собой. А прогулка «по музею в тапочках» привлекает не только смешным и уютным названием, но и почти неограниченными возможностями. Выяснилось, что если не болтать с одноклассниками и не пытаться послушать музыку в телефоне, а не экскурсовода в зале, то на экскурсии можно узнать много интересного.

Оказалось, что музеи красивые, а город наш полон загадок и тайн, которые ждут нас на каждом, пусть и дистанционном, шагу. Те самые отказывавшиеся ехать в музей родители теперь присоединились к своим детям на виртуальных экскурсиях, а постепенно и впали в охотничий азарт при поиске правильных ответов в конце программ. В результате в нашей школе увеличилось количество команд, включающих в себя и родителей, а задания завершившегося только что этапа большинство команд выполнили задолго до его окончания.

Конечно, наша общая мечта – увидеть друг друга и вернуться к привычной жизни, в которой мы видим реакцию учеников и можем почувствовать их отклик вживую, в которой нам их всегда будет хорошо слышно и видно, в которой не надо будет по нескольку раз повторять одно и то же слово, а переход ответа от ученика к ученику будет совершаться мгновенно. Конечно, и мы, и ученики хотим наконец окунуться в мир неограниченных возможностей общения, не пропадая на перемене из эфира, а, наоборот, посвящая это время обсуждению всего того, что нас и так волновало. И наверняка мы сегодня будем гораздо больше ценить и гораздо сильнее беречь жизнь.

Екатерина ЯКУШЕВА, учитель английского языка школы №1980


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt