Как известно, короля играет свита. А директора? Заместители – формальные исполнители заданий, которые сваливаются на директора и из-за нехватки времени спускаются уровнем ниже? Или они часть сплоченной команды, эффективно и продуманно работающей на благо школы? О том, как в образовательных организациях разных регионов сегодня выстроена структура заместителей, читайте в материале «Учительской газеты».
Дмитрий СКУРИХИН, абсолютный победитель конкурса «Директор школы России-2012», директор школы имени Алексея Некрасова, Кирово-Чепецк, Кировская область:- После объединения двух школ количество учащихся в нашем образовательном учреждении составляет 757 человек. В моем ведении оказались два здания, два учительских коллектива и соответственное число завучей – 4+3. После того как одного заместителя по АХЧ сократили, осталось 4+2. Один из них занимается только хозяйственными делами, двое организуют учебный процесс в одном и втором здании, формируют расписание, курируют предметников. Еще двое занимаются организацией внеурочной и воспитательной работы, одна заместитель отвечает за научно-методическую работу и курирует начальную школу. Без дела никто из моих заместителей не сидит, все заняты, на каждом лежит большая ответственность. Во время недавних проверок они буквально ночевали в школе – такой объем документации им пришлось подготовить, что рабочего дня не хватало. Устраивает ли меня сложившаяся система и хотел бы я что-то в ней изменить? На мой взгляд, на сегодняшний день в связи с изменениями в законодательстве требуется еще одна ставка – контрактного управляющего, и тарифицироваться она может не ниже заместителя директора. В сегодняшних условиях школе нужен опытный экономист или юрист. Но фонд оплаты нам снова сокращают, поэтому речь идет не о добавлении ставки, а о сокращении имеющейся, для того чтобы взять на работу специалиста по контрактам. Я не знаю пока, что делать. Либо мне придется увольнять заместителя по АХЧ и его обязанности передавать в приказном порядке новому заместителю – юристу/экономисту, либо освобождать от должности одного из заместителей по учебной или воспитательной работе и его нагрузку перераспределять на оставшихся четверых. Мне понятно, что никто из них не будет этому рад, но дело не только в моем человеколюбии. Я точно знаю, что перегрузка замов (а она будет, потому что они и так много работают) приведет к ослаблению позиций и скажется если не сразу, то в самом скором будущем. Стремление сэкономить всегда оборачивается негативными последствиями, о которых будут сожалеть задним числом. У нас как-то не принято мыслить перспективно, а ведь мы развиваемся.В городе наметился демографический рост, и мы, как и другие школы, уже столкнулись с проблемой нехватки учителей начальных классов. Педагогический вуз их в свое время перестал готовить, а колледж выпускает 10-15 человек в год. Этого недостаточно. Количество учащихся прибавляется с каждым годом – если у нас обычно набиралось два класса первоклассников, человек 65, то на сегодняшний день уже подано 100 заявлений. А что будет в августе? Причем мощности зданий у нас позволяют набрать больше учеников, кабинетов хватит. Но где мне искать учителей?Разумеется, в связи с ростом контингента прибавится документации и отчетов у моих заместителей, а я сижу и ломаю голову не над тем, как их разгрузить, а как нагрузить еще больше, кого из них перевести со ставки заместителя на ставку учителя. Сокращение фонда оплаты заставляет меня об этом думать. По-человечески мне жаль всех, всегда неприятно и больно кого-то сокращать, но пока другого пути не вижу.Александр КУЗНЕЦОВ, директор школы №10, Екатеринбург:- Система заместителей директора сложилась у нас несколько лет назад и с тех пор не менялась. И я не вижу кардинальных поводов для этого. Заместителей всего пять: два завуча по учебной работе, завуч по воспитательной работе, завуч по праву и завуч по административно-хозяйственной деятельности. Одно время, конечно, были мысли о модификации структуры, но это касалось лишь перераспределения функционала, а не уменьшения числа заместителей. Школа №10 большая – 800 учащихся, проблем много. Но в связи с тем что сейчас значительная часть деятельности руководителя, сотрудников, учеников связана с информационными технологиями, была мысль ввести эту сферу под контроль одного из завучей. Но пока есть отдельный специалист, занимающийся компьютерами, сетью и всем, что с этим связано.Если в целом система завучей у нас соответствует подобной структуре в большинстве других учебных заведений, то заместитель по семейно-воспитательным и правовым вопросам встречается далеко не везде. В сфере его контроля, наблюдения, помощи – дети, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, из группы риска, дети-инвалиды, малообеспеченные и другие потенциально проблемные категории учеников. Плюс этот же специалист занимается профориентацией старшеклассников. В школе к тому же развита система дополнительного образования, и здесь тоже нужен координатор уровня заместителя директора.Если оценивать существующую систему, то я бы сказал, что она работает эффективно, охватывает все основные стороны жизнедеятельности школы и реально помогает.Светлана РЕЗНИКОВА, директор гимназии с углубленным изучением иностранного языка, Нижегородская область:- В нашей гимназии 760 учеников, у меня пять заместителей по учебной работе и один по хозяйственной деятельности. Сейчас с нас требуют сокращения заместителей, перераспределения нагрузки в связи с необходимостью оптимизировать расходы. И нас, конечно, это беспокоит. Наша система сложилась не вдруг, она стала результатом продуманного анализа, планирования ответственности. И вот сейчас, если встанет вопрос о сокращении, будет все очень сложно заново перекраивать. Нагрузка не уменьшается, а увеличивается с каждым годом, в результате каждый заместитель должен будет делать двойную работу. А платить им как за увеличившуюся нагрузку? Из каких фондов доплачивать за сложность и напряженность труда? Снова придется ломать голову и изыскивать резервы.В нашей гимназии, как и в любом другом языковом образовательном учреждении, один заместитель курирует преподавание иностранного языка, международные программы, в том числе программы обмена школьников, в этом направлении работа проводится очень большая, и без заместителя по профилизации обойтись невозможно. Другие замы курируют гуманитарные предметы и естественно-научные дисциплины, есть заместитель, отвечающий за ЕГЭ и ГИА и все, что с этим связано. Есть заместитель, отвечающий за научное и методическое обеспечение гимназии. В этом отношении работы так много, в частности, в связи с переходом на новые ФГОС, что без отдельного ответственного никак нельзя обойтись. Нагрузки на замов очень большие.В нашей гимназии заместители курируют отдельные параллели, есть кураторство начальной школы – это отдельная работа. Внеурочная и воспитательная деятельность, подготовка к тематическим неделям, работа с родителями, с детьми группы риска – все это входит в круг наблюдения заместителей. А сколько документов с нас требуют? Ведь то, что заместителей стало так много, не прихоть директора, а ответная реакция на бюрократизацию школы. Да, лет 20-30 назад обходились двумя заместителями (завучами), но вал бумаг тогда и сейчас нельзя даже сопоставить. Так что если руководство хочет оптимизировать расходы на административный аппарат, пусть ослабит свои требования, снизит административное давление.От редакцииСт. 28 Федерального закона «Об образовании в РФ» дает руководителю школы в числе прочего полную свободу в выстраивании системы заместителей. Но на деле выходит совсем иначе. Четкие требования оптимизации и неформальные указания сверху отнимают у директоров эту свободу. Но немногие готовы говорить об этом в открытую: некоторые из наших собеседников просят об изменении указываемых имен и должностей, как бы ни обстояли дела в школе. Казалось бы, заместительство – это не вечно болезненная и проблемная зарплатная тема. Но факт остается фактом… Похоже, здесь играет свою роль еще одна статья – 278 ТК РФ, пункт второй.P.S. Подробнее об этом читайте в «УГ» №8 от 24 февраля 2015 года.
Комментарии