Для начала маленький сюжет. Вы звоните знакомому профессору для того, чтобы договориться о встрече, но он бросает озабоченно в телефонную трубку: «Не могу. У меня завтра всероссийская лекция». Ключевое слово здесь «всероссийская», и это не фантастический сюжет, а реальность, которая уже наступает на пятки человеческой фантазии. Нужно оговориться, что до воплощения нарисованной ситуации остался лишь шаг, но то, что этот шаг будет сделан, – несомненно. Телемост «Санкт-Петербург – Нижневартовск: о сотрудничестве высшей школы Санкт-Петербурга с регионами России», состоявшийся в информационно-технологическом центре Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики (ГУИТМО), еще раз продемонстрировал удивительные возможности использования информационно-спутниковых и интернет-технологий.
Как рассказала руководитель отдела по связям с общественностью Санкт-Петербургской межрегиональной ассоциации дополнительного образования (МАДО) Ольга Никонова, телемост организован в рамках нового направления деятельности МАДО, связанного с расширением сотрудничества вузов Петербурга с регионами России и передачей опыта петербургской высшей школы городам и регионам страны. Первый телемост состоялся в августе 2004 года с городом Череповцом и был приурочен к открытию пятидесятого «Петербургского класса». В отличие от него второй, «нижневартовский», не носит презентационный характер, а является рабочим моментом. В прямой диалог с представителями ведущих петербургских вузов могли вступить руководители почти всех школ сибирского города. Работа в режиме реального времени позволяла задать вопрос и тут же получить на него исчерпывающий ответ. Первое и, пожалуй, самое важное, чем интересовалась педагогическая общественность Нижневартовска, было: какого абитуриента ждет Петербург? Сформулировать основные критерии попытался Александр Матвеев, и.о. начальника отдела образования Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга. В частности, он заметил, что сегодня в городе обучаются порядка 400 тысяч ребят, то есть каждый десятый житель – студент петербургского вуза. В последние годы интенсивно растет доля иногородних студентов: если в конце 1990-х годов их количество достигало 30%, то в нынешнем оно перевалило за 40%. Но четко обозначить, кого ждут петербургские вузы, нельзя, поскольку каждый из них имеет свои задачи и предпочтения. Единственное, но общее для всех петербургских вузов желание – это принять в свои аудитории сильного студента, приехавшего не просто провести пять-шесть лет вдали от родного дома, но и готового впитать культуру исторического города, а также настроенного впоследствии потрудиться на благо России.
Александра Матвеева дополнили представители Российского государственного гидрометеорологического университета, Северо-Западной академии государственной службы, Невского института языка и культуры, Михайловской военно-артиллерийской академии. Они посоветовали будущему абитуриенту налегать на профилирующие предметы в выбранном вузе и порадовали тем, что и в дальнейшем петербургские вузы будут принимать по сертификатам ЕГЭ и что ребята из регионов в основном подтверждают свои баллы. А Владимир Парфенов, декан факультета информационных технологий и программирования ГУИТМО, призвал директоров сибирских школ способствовать участию ребят во всевозможных олимпиадах, организованных МАДО. Победа на них – реальный шанс сделать любой из ведущих петербургских вузов своей альма-матер. Владимир Парфенов как представитель самого компьютерного вуза страны не преминул также отметить, что 40% разработок и программного обеспечения компьютерных технологий принадлежит Петербургу и город уже выдвигается на роль основного в этой области. Поэтому способные молодые люди не должны зарывать свой талант в землю, а поступать в ГУИТМО и шлифовать дар до уровня победителей международных олимпиад по программированию. Кстати, техническое проведение телемоста было обеспечено именно благодаря ГУИТМО.
Впрочем, телемост, по словам Ольги Никоновой, уже одной ногой во вчерашнем дне, а день сегодняшний – организация курсов дистанционного обучения. Когда «Петербургские классы» охватят как можно больше городов России и будут связаны между собой в единую систему, то станет возможным проведение виртуальных экскурсий и чтение лекций по всей стране. Технические возможности это позволяют. Так что в самом ближайшем будущем сюжет, приведенный в начале статьи, из сказки превратится в явь.
Комментарии