search
main
0

Невозможная возможность

В этой истории все же есть сказочно-приключенческие нотки, хотя вроде бы место действия к загадкам не располагает – вполне конкретная школа столицы во вполне обычном педагогическом процессе. И все-таки сказочные аналогии напрашивались сами собой.

«Н​у вот посмотрите, – делилась я ощущениями с новым молодым директором этой школы №1174 Ольгой Владимировной Назаровой, – получается, что, как в сказке, школа была заброшена, разбита, будто запрограммирована на угасание и спячку, а тут пришли вы и новыми силами за несколько месяцев возродили, восстановили то, что разрушалось годами, обновили, вдохнули новую энергию, дали веру в будущее». «Что вы, что вы, – весело и как-то легко и звонко отмахивалась Ольга Владимировна. – Я просто очень упрямая и привыкла добиваться поставленных целей. Вот и в этом случае, приняв школу, поставила цели – вернуть сюда и детей, и достойный уровень, остальное – помощь и поддержка всех вокруг». Вообще в кабинете у молодого директора на самом деле и звонко, и светло, и легко, и хлопотно – поминутно звонят, заходят, заглядывают, ждут встречи, забегают посовещаться. Даже трудно представить, что еще в апреле этого года, когда Ольга Владимировна приняла школу, в ней были грязь, запустение, разбитые стекла, неработающие полностью туалеты, комья пыли вокруг годами немытых окон и тараканы в столовой, а то и просто в тарелках. И если кто-то сочтет это преувеличением, то пусть спросит у новых руководителей образования Юго-Западного округа, которые, посетив школу прошлым апрелем, схватились за голову и решили срочно помочь школе и финансами, и строителями, и материалами, и желанием исправить положение. Реальные следы этого неприятно непонятного положения желающие могут увидеть и сейчас, если поднимутся на этажи, на которых еще не было ремонта, – там царит картина много лет не ремонтированной коммуналки с облезлыми стенами, выщербленными полами, разбитыми, дверями. И не надо спрашивать нас с Ольгой Владимировной, как такое могло быть в столичном, вполне благополучном округе, где вокруг немало хороших школ и нормальных директоров этих школ, а эту, рассчитанную на 950 человек, обходили стороной и дети, и родители, в результате чего набиралось там меньше половины положенного контингента. Не иначе как те самые загадочные мотивы воплотились в реальность – старая колдунья заколдовала все вокруг, и вдруг новые силы позволили стряхнуть колдовство, преобразить развалины в очень даже теперь ухоженную внешне школу, с красивым двором, клумбами, аккуратным крыльцом и входом вместо прежней алюминиевой будки, исписанной нецензурными терминами. А внутри теперь просторно и светло, и красавец холл, и чистая, просторная столовая, называемая обеденным залом, и часть отремонтированных классов с новым оборудованием. Когда сравниваешь то, что уже сделано, и те развалины на пустующих этажах, которые еще предстоит отремонтировать, то ощущение такое, будто тяжелобольной начинает выздоравливать, проявляя при этом недюжинную силу воли и желание встать на ноги. Хотя правильнее будет сказать, что эту самую силу воли и недюжинное, неукротимое желание исправить и возродить проявляет именно молодой директор Ольга Владимировна, и пусть никого не обманывают ее хрупкая фигурка, ее студенческая внешность вчерашней выпускницы, ее легкость и приветливость в общении. В нужный момент воля превратит все это в точность, строгость и требовательность к себе и другим на пути к цели. А как иначе за несколько летних месяцев смогла бы она побороть десятилетнюю разруху и подготовить школу к новому учебному году?! «Не забывайте, мне помогали все, к кому я обращалась, ведь нашу школу включили в пилотный проект», – отмахивается от похвалы директор. О проекте никто забывать не собирается, а, наоборот даже, он набирает обороты, в него включились почти все школы столицы, а тогда, в апреле, эту школу с ее молодым директором одной из первых среди 125 школ столицы включили в проект по развитию общего образования. Он так и назывался – «Пилотный проект 125 школ». Изучив все детали проекта, молодой директор сделала вывод: он выгоден всем участникам образовательного процесса – учителям, родителям, учащимся. «Согласно статистике в столице нет равного распределения финансов для школы, – рассуждает Ольга Владимировна. – Есть школы, получающие финансирование в полном объеме, а есть другие, у которых недостаток финансирования. Разобраться в этом достаточно сложно, и мне кажется, что нужно просто менять схему финансирования. Одним из направлений проекта по развитию общего образования стало как раз расширение финансовой самостоятельности школ для эффективного управления на основе нормативно-подушевого финансирования. Что это значит? Значит, что школа становится заинтересованной в привлечении детей, так как чем больше учащихся, тем больше финансирование. Школа вправе самостоятельно определять распределение денег в соответствии со своими потребностями. Чем мы можем привлечь детей в образовательное учреждение? Это возможно лишь только в том случае если школа будет оказывать качественные образовательные услуги. Любой родитель поведет ребенка в ту школу, где будет осуществляться индивидуальный подход к обучению, высокий уровень качества обученности. Обеспечение высокого качества обученности также стало одним из направлений реализации проекта. Педагогический коллектив в условиях проекта заинтересован в высоком показателе обученности. Чем выше результат учащегося, тем выше зарплата педагога. Для меня как учителя очень важно, что этот проект позволяет уйти от уравниловки в оплате педагогического труда. Как директор школы, я получаю возможность поощрять лучших из лучших не только добрыми словами и благодарностями, но и финансово. Преподавательский состав стал проявлять заинтересованность возможностью повысить свой профессиональный уровень через систему курсов по повышению квалификации. Отрадно то, что отпадает необходимость напоминать учителю о важности прохождения курсов повышения квалификации. Теперь уже учителя становятся инициаторами изучения новых технологий преподавания, овладения ИКТ-компетентностью, потому что, чтобы показать высокий результат обучения своих воспитанников, необходимы новые знания методов и приемов педагогики. В связи с этим учитель становится более активным в повышении своего профессионального статуса, обменивается опытом со своими коллегами, становится участником профессиональных сообществ». Размышляя над проектом, директор убедилась в том, что реализация всех основных направлений этого проекта актуальна и для учителей, и для родителей, и для администрации школы. Но самое важное, что все усилия, направленные на реализацию пилотного проекта, самым благоприятным образом скажутся на детях. Директор уверена: «Проект по развитию общего образования направлен на формирование тесного сотрудничества школы и общества, для того чтобы наши дети могли стать успешными в будущем». А документы, которые постоянно на столе у директора, добавляют: «Рассматривая основные направления реализации проекта, можно сделать вывод о том, что он затрагивает практически все вопросы организации жизни школы. Но в настоящее время в обществе широко обсуждается вопрос качества предоставляемых образовательных услуг, вопрос о повышении качества обученности учащихся. Качество образования можно рассматривать как средство социализации личности, предполагающей реализацию ее основополагающих потребностей при активном взаимодействии с социумом. Такой подход нацеливает образовательное учреждение на выбор стратегии качества. При этом специфика сферы образования такова, что цели опережающего развития требуют коренных изменений в настоящем, переориентации всех процессов образовательной системы на решение поставленных задач. Качество образования в школе – важнейший показатель ее успешности в образовательном пространстве. Обеспечение повышения качества – ключевая задача в нашем учреждении. Миссия школы – обеспечение условий для качественного образования и воспитания всесторонне развитой, конкурентоспособной, здоровой личности. Реализация основных направлений проекта в полной мере предоставляет образовательному учреждению такую возможность». Чтобы перечислить основные направления реализации пилотного проекта, директору не надо заглядывать в документы – теперь ведь их школа почти что старожил в этом проекте, и Ольга Владимировна разъясняет эти направления всем заинтересованным. Первое – развитие профессионального сообщества, повышение уровня квалификации, компетенций и уровня оплаты труда педагогических работников. Второе – повышение качества обучения и воспитания, развитие индивидуального подхода к учащимся, внедрение системы учета их индивидуальных достижений. Третье – информатизация учебного и коммуникационного процессов. Четвертое – повышение вовлеченности родителей и общественности в развитие школы, оценку перспектив и результатов учебного и воспитательного процессов. Пятое – расширение финансовой самостоятельности школ для эффективного управления ресурсами. Рассуждая о деталях работы над проектом, директор отмечает еще несколько положений, которые считает важными: «Повышение качества образования невозможно без учета индивидуальных достижений учащегося. Таким образом, каждое образовательное учреждение должно решить вопрос о разработке системы мониторинга обученности детей. И это также одно из направлений проекта, мы придаем этому большое значение. Для оптимизации образовательного процесса необходимо использовать самые современные методики и средства, например дистантное обучение, электронный журнал, электронный документооборот. Это большая экономия времени учителя в школе. Использование форума на школьном сайте дает возможность диалога с родителями, что также очень важно. Через информатизацию учебного и коммуникационного процессов мы получаем возможность повышения качества образовательных услуг». Школьное руководство теперь само может регулировать трату денег на своих счетах. Если раньше были финансовые статьи и сметы, которые часто ограничивали финансирование тех или иных проектов, то теперь проект предусматривает субсидиарную ответственность, то есть субсидии по нормативам на каждого ребенка, обучающегося в разных классах школы. У школы теперь два лицевых счета. Первый – это целевые субсидии, их школа использует на зарплаты классным руководителям, питание, приобретение дорогостоящего имущества. А второй счет – это как раз субсидии по душевому финансированию, оплата труда учителей и персонала и деньги на покупку всего, что требуется для организации мероприятий, проектов, планов.  Ольга Владимировна может говорить о деталях и бонусах от проекта подробно и долго, но лучше рассказов за нее говорят факты. Зарплата учителей в школе выросла на 22 процента, появилась возможность достойно оплачивать и классное руководство, и кабинетную работу, и организацию общешкольных мероприятий, и проверку тетрадей. Это все входит в состав базовой и компенсационной частей, из которых теперь складывается зарплата учителя. Есть и еще одна – стимулирующая, это когда решается вопрос о премиях в квартале, оценивается и поощряется работа учителя. «Наверное, тут-то вы и ступаете на минное поле обид и недоразумений?» – посочувствовала я молодому директору. «Вовсе нет, ведь если сделать прозрачными критерии оценки, заполнять оценочные карты, открыто и понятно посчитать баллы и при этом делать это все под эгидой управляющего совета, учителя отнесутся с пониманием и желанием работать именно таким образом», – уверена Назарова. Об управляющем совете Ольга Владимировна говорит особенно охотно. Потому что если для многих других школ это обычное дело, то в этой раньше не было не только туалетов и элементарной чистоты, но и просто общения учителей, родителей, администрации, учеников. Жизнь замирала здесь сразу после уроков, школа пустела, и никому особо не хотелось хоть на пару минут дольше оставаться в разбитых стенах. «Теперь у нас все в норме – в совете учителя, ученики, директор, представитель управления образования и, главное, родители!» – откровенно радуется Ольга Владимировна. Родителей – членов управляющего совета директор выделяет особо, потому как уверена – без их помощи и участия в школьной жизни общественности никакое финансирование не даст полноценных результатов. И если раньше они равнодушно проходили мимо безобразного состояния школы, то теперь сами приходят и предлагают помощь. Кто-то предлагает просто звать его в любой момент, когда надо что-то подправить или закрепить, строительная дрель у этого папы всегда под рукой. Кто-то занимается фотографией, предлагает организовать фотолабораторию с ребятами, а еще кто-то тут же вспомнил, что у него целый склад рамок для фото на дачном чердаке пылится – вот, кажется, и фотоконкурс намечается, а заодно и все лестничные пролеты украсят фотоэкспонатами собственного изготовления. Так что комиссии при совете теперь работают на единой волне с директорскими планами. Первая комиссия – финансово-экономическая, имеющая право голоса при распределении финансовых средств. Вторая – учебно-воспитательная, и никому не надо объяснять важность ее функций. Еще есть комиссия по работе с родителями (ведь кроме тех, кто начал предлагать помощь школе, никуда не исчезли те семьи, в которых родителям самим нужна помощь) и комиссия социальная. Помимо обычных вопросов по оказанию помощи и поддержки обычным ученикам, недавно разбирали вопрос и не совсем обычный – помощи детям-инвалидам. В процессе ремонта школы Ольга Владимировна позаботилась, чтобы построили пандусы для инвалидов, потому что давно знакома с системой инклюзивного образования, когда дети-инвалиды посещают классы вместе с обычными детьми. Уже первая такая ученица в школе есть, и врачи не перестают удивляться, какой прогресс в ее состоянии произошел за эти несколько месяцев в школе. Таких прогрессов директор с комиссией намечают много и поэтому, хоть пока и в планах, вынашивают идею инклюзивности в своей школе. Другая идея – взаимодействия и сотрудничества с соседним детским садом – уже в стадии реализации. Открыты в школе группы подготовки к школе для малышей, и Ольга Владимировна расцветает счастливой улыбкой: «Ходят ко мне будущие мои первоклассники, знакомимся заранее!» Поводов для улыбок у Назаровой с каждым днем все больше. Открывается в школе психолого-логопедическая служба, полностью приступил к работе малый спортивный зал, где ведут бесплатные занятия тренеры московской федерации дзюдо и айкидо. В большом спортивном зале прочно обосновались педагоги из национальной ассоциации по бадминтону, и этот вид спорта явно скоро может стать визитной карточкой школы – ребята увлеклись серьезно, накупили ракеток, хотя в школе есть свои, красуются в специальной форме и не упустят случая перечислить все плюсы для здоровья от этой игры. Ольга Владимировна уверена, что от нее улучшается зрение, расслабляется и отдыхает мышца глаза. «И это нам подходит! – смеется директор. – Надо любые средства использовать, чтобы помочь детям быть и здоровыми, и гармонично развитыми». Сама Ольга Владимировна – кандидат в мастера спорта по легкой атлетике, родом она из Сибири, с детства человек увлеченный, умеющий добиваться поставленных целей, любила биологию – стала ее преподавать, сейчас получает второе высшее образование, будет дипломированным специалистом по государственному муниципальному управлению. Вроде бы понятны истоки и ее энергии, и ее умения построить и организовать работу любого коллектива. И все равно у меня так и вертится на языке вопрос. «Все-таки как-то сказочно и волшебно получается, – говорю я директору, лицо которого постоянно озаряется ласковой и нежной улыбкой. – Был мрак и развал, вдруг появляетесь вы, и все озаряется светом, пробуждается к жизни. Откуда же вы пришли?» «Из директорского резерва, который есть в Департаменте образования. Да еще плюс проект этот новый начинался, мне предложили попробовать – я согласилась, когда увидела, что здесь творится, загорелась еще больше – решила победить, преодолеть, доказать себе, что смогу исправить все это во что бы то ни стало!» Исправлять, мыть, чистить, убирать накопившийся за годы развал вместе с учителями вышла во всеоружии новая дирекция образования Юго-Западного округа столицы. С ее руководителем Константином Портновым директор теперь готова и в огонь и в воду. В реальность того, что им удастся отстроить и отремонтировать за короткий срок, сделать то, что им все-таки удалось, не верил ни один подрядчик на стройке. Вначале не верили. А потом, увлеченные энтузиазмом и убежденностью молодой девушки, похожей на вчерашнюю студентку, поверили и приложили все силы, чтобы не подвести. Это «не подвести» услышала она еще в сентябре от старшеклассников, которые сами подошли к ней и предложили организовать дежурство учеников на этажах: «Чтобы не было опять мусора, ведь вы столько сделали, чтобы это все расчистить. Вы и КамАЗ помогали тогда грузить до самой ночи, столько мусора вывезли!» Уж эти ночи перед открытием школы она надолго запомнит. Но, как оказалось, запомнили их и дети, и их родители, та самая общественность, без которой она не мыслит своей работы. Когда идем по школе – отремонтированным этажам и тем, состояние которых потрясающе и по-прежнему невероятно напоминает пока помещения заброшенных по каким-то причинам строений, директор успевает рассказать, что в прошлой школе, где она была заместителем директора, она организовала телевизионную студию, планирует это сделать и здесь, пока, правда, начнут с радиостудии и школьной газеты «Кнопка». Продолжатся планы конкурсами среди классов на тематическое озеленение рекреаций – надо все же пока украсить свой школьный дом после его болезни, фантазировать и придумывать растительные оазисы начали уже и дети, и родители. А в конце осени планируют совместными силами провести КВН – будут команды старшеклассников, родителей и учителей. «Как можно больше общения и совместной работы с общественностью», – повторяет один из своих постулатов директор, и можно быть уверенным – тот, кто не уловит целеустремленности и настойчивости, приняв ее скромную и милую манеру общаться и улыбаться за слабость, очень быстро изменит свое мнение, поработав и пообщавшись с ней по любому вопросу. В разговоре директор мимоходом упоминает, что похудела за эти месяцы аврала почти на два десятка килограммов, а я так ее только такой и вижу – хрупкой воплотительницей сказочного сюжета о превращениях. А ее случайная фраза – «Так хочу каждое утро бежать на работу и не хочу уходить до ночи» – сказочный сюжет превращает в реальность. Но тоже, кажется, со счастливым концом. Когда в самом начале мне объясняли, как добраться до этой школы в Северном Бутове, то собеседник на другом конце телефонной связи диктовал примерно такие координаты: «Выйдите возле «Якитории», потом ресторан, потом «Планета суши», потом впереди ориентир на Макдоналдс, и наконец упретесь в «Пивную трапезу», а там до школы рукой подать». Вряд ли могло вдохновить местечко с такими ориентирами. Но ведь ориентиры – это вещь меняющаяся и весьма зависящая от внутреннего видения каждого. Очень верится, что Ольга Владимировна Назарова и новый образовательный проект встретились не случайно, что их сотрудничество способно поменять устаревшие точки отсчета. И на этот раз сказка здесь будет ни при чем.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте