search
main
0

Невероятная и очевидная. Что поразило Дмитрия Медведева при посещении новгородской школы-новостройки?

Перед началом нового учебно­го года школу №36 имени Г.Р.Дер­жавина в Великом Новгороде посетил премьер-министр России. И его восторженные впечатления, несомненно, навсегда останутся в памяти новгородцев. Чем же так восхитила новостройка высокого гостя и как удалось создать школу мечты? Об этом «Учительской газете» рассказала директор школы Светлана Борисовна МАТВЕЕВА.

Средняя школа №36 имени Г.Р.Дер­жавина построена в рамках программы создания в субъектах РФ новых мест в общеобразовательных организациях. Стоимость строительства – около 800 млн рублей, из них 605 млн рублей – федеральные средства. Школа рассчитана на 1350 детей и одну смену. В здании площадью 17,5 тысячи кв. м размещены 64 учебных кабинета, 22 специализированные лаборатории, актовый зал, 3 спортивных зала, 2 библиотеки, тренажерный зал, столовая, установлен лифт для учащихся с ОВЗ. Все классы оборудованы интерактивными досками, мультимедийным проектором, рабочее место каждого учителя компьютеризировано. Профили обучения: технологический, естественно-научный, гуманитарный.Светлана Матвеева окончила Новгородский государственный педагогический институт по специальности «физика и математика» и НовГУ имени Ярослава Мудрого по специальности «менеджмент в социальной сфере». Работала в школе деревни Савино Новгородского района, школе №22 Великого Новгорода учителем физики и заместителем директора по УВР, в течение 10 лет – директором школы №6, гимназии «Новоскул». В 2012‑2017 гг. – председатель Комитета по образованию администрации Великого Новгорода. С 19 января 2017 г. – директор МАОУ «Средняя школа №36 имени Г.Р.Державина».- Светлана Борисовна, вы названы человеком года-2017 в системе образования Новгородской области за то, что с нуля и в короткие сроки организовали работу школы-новостройки…- Мне очень приятно, хотя я думаю, что в системе образования региона есть и более достойные этого звания люди. Действительно, на строительство школы ушло меньше года. В течение этого периода я, будучи в то время на посту председателя городского комитета по образованию, курировала строительство, предварительно советовалась с педагогами, архитекторами, проектировщиками. Наши творческие идеи проявились в зонировании, организации помещений, особенно лабораторий, цвете стен, разнообразных уютных и функциональных деталях. Я просила педагогов: «Помечтайте! Что бы вы хотели видеть в школе? Как сделать, чтобы она была комфортной?»Как жителю Великого Новгорода мне очень хотелось, чтобы такая уникальная школа появилась, чтобы в нее пришли не только ученики, но и те дети и взрослые, кто будет заниматься в школьном центре дополнительного образования спортом, ремеслами, вокалом, робототехникой, развивающими занятиями, лабораторными исследованиями, изучением компьютерных технологий. Мы мечтаем, чтобы к нам приходили целыми семьями! Микрорайон, где расположена школа, молодежный, здесь столько семей с детьми, что движение колясок по тротуарам активнее, чем движение машин по дороге! Так что признание меня человеком года – это символическое признание общественностью важности рождения новой школы. Огромное спасибо проектировщикам, строителям, работникам комитета по образованию, педагогам, спонсорам, родителям, которые добровольно приходили помочь в уборке классов, – всем, кто реализовал вместе со мной эту мечту. Для Великого Новгорода и Новгородской области это большое событие.- Школа поражает сразу же своим внешним видом. Это уникальный проект или вы взяли уже существующий образец?- Это уникальный проект. Его автором является творческий коллектив ОАО «Институт Новгородгражданпроект». Мы прошли экспертизу в Минстрое России, и проект был признан типовым. И мне приятно сообщить, что на сегодняшний день более 10 территорий РФ выбрали наш проект и ведут по нему строительство.- Каковы самые сильные стороны проекта? Что, на ваш взгляд, восхитило Дмитрия Медведева, который посетил школу накануне нового учебного года?Премьер-министр РФ Дмитрий МЕДВЕДЕВ:«Я открывал разные школы. Но эта выдающаяся… Это не маленькая элитная школа, там будут учиться 1300 детей… С точки зрения технологического оснащения она просто невероятная».- На Дмитрия Анатольевича, я думаю, наибольшее впечатление произвел отдельно выделенный блок в школе – пятый корпус – со специализированными кабинетами. В нем поэтажное зонирование для различных технологических направлений. Первое – классические уроки технологии для девочек и мальчиков, но с усовершенствованными условиями. Девочки могут не только заниматься в кулинарном или швейном цехе, но и изучать азы ремесел, в частности ткачества. В кабинете технологии для мальчиков кроме классических станков для ручного труда есть станки с программным управлением. Второе направление, уникальное для нашего региона, – лаборатория «Аэронет» – для обучения детей сборке и настройке беспилотных летательных аппаратов, проведению фото- и видеосъемки с квадрокоптеров, программированию. Третья лаборатория – робототехники, которая будет преподаваться с младших классов. Четвертая – студия дизайна, она будет выполнять функции издательского центра, обработки информации, замыкая две предыдущие лаборатории на промышленный дизайн.- Сколько стоят такие лаборатории?- От 2 до 3 миллионов рублей, лаборатория промдизайна – около 6 миллионов рублей. Мы, конечно, смогли себе это позволить только в рамках государственной программы.Дмитрию Медведеву в лаборатории «Аэронет», где находится 14 видов летательных аппаратов, были представлены два уже реализованных проекта – выполненные в формате 3D модель школы и модель одного из новгородских храмов. Съемку осуществляли наши ученики с помощью летательных аппаратов.- Каковы еще изюминки зонирования?- Мы объединили в зону искусств с выходом из одного холла кабинеты музыки и изобразительного искусства, кабинет для индивидуальных занятий на музыкальных инструментах, кабинет хореографии и ритмики.Отдельный корпус занимают исследовательские лаборатории по химии, физике, биологии, которые я считаю нашей главной гордостью. Там можно проводить обычные уроки и заниматься исследовательской деятельностью на разных уровнях, до углубленного изучения и дополнительного образования.Также наше богатство составляют три спортивных зала, разные по размеру, для занятий различными видами спорта, с комнатами для переодевания, душевыми кабинами, санузлами и кабинетами для преподавателей.Дети младшего, среднего и старшего школьного возраста занимаются в отдельных корпусах. Собираются они все вместе только на первом этаже в центральном холле, когда приходят в школу и уходят из нее.- Светлана Борисовна, вы 10 лет были директором других новгородских школ, 5 лет возглавляли городской комитет по образованию. Можете поделиться личными управленческими рецептами?- Первым шагом в организации коллектива я бы назвала создание системы наставничества. Когда-то формирование меня как учителя и администратора произошло именно благодаря мудрым наставникам. И первое, что я сделала на августовском педсовете в этом году, – прикрепила к нашим 11 молодым специалистам наставников, с которыми заранее провела беседы.Второй совет: директор и его заместители должны знать профессию изнутри. Нужно чаще присутствовать на уроках, внеурочных занятиях, еще лучше что-то вести самому.Третий совет: не подсчитывать время, отданное детям, иначе профессия будет мстить, ты в ней не удержишься.Знаете, какая задача самая трудная для директора школы? Это не хозяйственные дела, нет. Труднее всего управлять инициативой людей. Я впервые с этим столкнулась, еще будучи молодым директором. Попросила педагогов предлагать новые проекты, заняться творчеством. Прошло немного времени, и я схватилась за голову, думая: «Что же я наделала! Теперь они все потоком идут ко мне со своими инициативами – хорошими, правильными! Но как мне справиться с тем, чтобы поддержать такое количество инициатив?»- И как же справиться?- Нужно уметь делегировать полномочия руководителя заместителям, педагогическим работникам, сторонним лицам. Подобрать человеку в каждом проекте наставника, который будет ему помогать. Один человек никогда ничего не сделает, каким бы гениальным он ни был. Нужно уметь распределять обязанности. И еще один совет: директору нужно доверять коллективу, в том числе молодым коллегам. Главное искусство директора – создать коллектив единомышленников. Я вообще люблю коллектив, который умнее директора! Люблю молодежь, умных замов и умных педагогов – личностей, которые несут в школу азарт и красоту жизни.- Если перенести эту технологию на взаимоотношения «учитель – ученики», она так же сработает?- Точно так же. Если учитель не будет доверять ученику, делегировать какие-то функции хотя бы в маленькой части урока, ничего не выйдет. Я много лет наблюдаю за педагогами и вижу: бывает, такой замечательный учитель, так великолепно, складно говорит, неимоверно артистичен. Другой же тихо что-то скажет, посидит, помолчит… А результат у второго намного лучше, чем у первого!Ну и, чтобы быть хорошим директором, надо просто любить школу, педагогов, детей. Это, быть может, пафосно звучит, но это так. Если ты поставишь провинившегося ребенка на место кого-то близкого, тогда принимаешь решение, связанное не с эмоциями, а с осознанием того, что ты профессионал с образованием, ты сюда и поставлен для того, чтобы решать подобные проблемы.За почти 30 лет моей педагогической деятельности не было ни одного мгновения, чтобы я ощутила, что не люблю школу. На посту председателя комитета по образованию я получила много полезных навыков, но мне остро не хватало работы с детьми, учителями, школьной ежедневной бурной жизни. Я все время просилась обратно. Моя ближайшая задача – организовывать педагогический коллектив, в котором хочется растить в том числе и будущие управленческие, директорские кадры для других образовательных учреждений.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте