До глубины души потряс рассказ «Не спасла…» Петра Кузнецова. Чувствуется боль коллеги, желание найти выход, чтобы подобное больше никогда не повторилось ни с одним учителем. Разделяя горечь трагедии и обиды за нашу учительскую братию, я не согласна с выводами автора – «мужчина, работающий сегодня в школе… должен… владеть приемами рукопашного боя, а не только хорошо знать свой предмет и быть добрым».
Конечно, нелишне современному мужчине владеть этим, но я категорически против акцента на грубую физическую силу. Также автор умалчивает, что же делать нам, женщинам. Наверное, вооружаться и носить пистолет за поясом. Помните, как в первые годы после социалистической революции коммунарки ходили в кожанках и с кобурой за поясом? Подобную амуницию тех времен еще можно понять – кругом враги. Неужели из-за одного подонка мы должны видеть во всех детях врагов? Значит, «стенка на стенку», учителя против учеников? Страшно представить, что за общество будет у нас.
Выход в другом. Прочитав письмо Петра, я вспомнила свои школьные годы. Английский язык преподавал у нас высокий, седовласый, красивый мужчина. Свободно владевший немецким и английским языками, не мог он справиться с классом, он кричал, бил по столу руками… Частенько на шум приходил директор, но через пять минут после его ухода на уроке опять начинался бедлам. Очень хорошо помню учительницу математики – крохотная женщина, ростом с четверо-классницу. Она никогда не повышала голос, но на ее уроке самые отъявленные шалуны сидели и корпели над задачками, всегда была очень спокойная рабочая обстановка.
Люди, кроме всего прочего, еще различаются силой духа, и эта сила не зависит от физических характеристик человека. И, кстати, дети очень хорошо чувствуют наличие или отсутствие духовной силы учителя. Кто-то из мудрых сказал, что «мы больше получаем, отдавая» – это слова об энергии духа.
Поэтому, уважаемый Петр, абсолютно согласна с вами, что необходимо работать над самосовершенствованием, но в первую очередь над духовным самоусовершенствованием. Не скажу, что это легкий путь. Он гораздо сложнее, чем физическое развитие.
Рамзия ХАЙРВАРИНА, преподаватель педагогического колледжа, Белебей, Республика Башкортостан
Комментарии