Главным на сей раз стали онлайн-встречи учителей года, начало которым положила конференция «Школа в фокусе. Фокусы для школы» – одна из популярных сегодня в послеконкурсном движении и виртуальном пространстве. Всероссийские предметные методические объединения учителей собирают под своей крышей уникальных педагогов с неповторимым опытом. Вот и весной этого года очередная акция движения «Учитель года», организованная Светланой Ильиной и Еленой Смит, руководителями Самарского клуба учителей года и Самарской международной школы, совместно с «Учительской газетой» и Общероссийским профсоюзом образования, вызвала резонанс и внимание не только педагогов России, но и ближнего и дальнего зарубежья. В четырех виртуальных кабинетах собрались учителя девяти предметных областей.
«Неугомонные «пеликаны» стремятся пообщаться и поделиться нешаблонным, ярким, интересным опытом даже в конце учебного года, в преддверии экзаменов, когда слишком много забот, дел, тревог. Оставайтесь в фокусе творчества, полета и показывайте школьникам только правильные и умные фокусы!» – с этих слов Ирины Георгиевны Димовой, первого заместителя главного редактора «Учительской газеты», начались мастер-классы, творческие лаборатории и методические семинары.
В преддверии ЕГЭ опыт решения линейных уравнений в целых числах с двумя неизвестными, а это, как вы знаете, одно из самых сложных заданий в контрольно-измерительных материалах по математике, показал Михаил Гуров, абсолютный победитель конкурса «Учитель года»-2020. «Просто, доступно, получайте удовольствие от легкого решения» – так закончил свое выступление Михаил Николаевич, который за двадцать минут показал, как элегантно и доступно решаются олимпиадные задачи и трудные задания ЕГЭ.
О практической направленности на уроках математики рассказала Юлия Бойченко, победитель республиканского конкурса «Учитель года Адыгеи» 2021 года. Зачем изучать математику? Сегодня это вопрос один из самых актуальных в нашем образовании. Математика – гимнастика для ума! Математика развивает интеллект! Математика тренирует память! Чтобы «зацепить» учеников математикой, надо показать, для чего она нужна в жизни. Вот вы знаете, чего в апельсине больше – мякоти или шкурки? А простые математические действия позволят вам решить эту жизненную задачу. Как использовать математические модели, ситуационные задачи, развивать критическое мышление, гибкие навыки – об этом, и не только, рассказала учитель математики коллегам.
Можно ли манипулировать цифрами? Как правильно интерпретировать графики? Как обмануть подчиненных при делении прибыли? Об этом поведала Юлия Капалкина, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2018, на своем мастер-классе «Числа, которые считают люди. Люди, которые считают числа». Можно ли использовать парадокс Монти Холла в жизни?
Юлия Александровна рассказала, как на практике использовать математические действия, чтобы не остаться у разбитого корыта.
«Три «п» в процессе обучения физике, которые могут помочь организовать учебный процесс в интересной и понятной форме» – так называлась методическая мастерская Екатерины Сергеевны Костылевой, победителя областного конкурса «Учитель года»-2021 Тюменской области. О роли личности ученого, историзме в изучении физической науки сегодня практически забыли, а Екатерина Сергеевна рассказала, как можно вплетать в канву урока не только интересные исторические ракурсы, но и видеоролики, и отрывки из телепередач. Учитель физики показала, как можно с пользой для привлечения и увлечения школьников предметом использовать инженерные соревнования и физические игры.
Все мы сегодня используем различные программы, электронные платформы, гаджеты для создания красивых современных уроков. Но сколько времени мы тратим на обработку, оцифровку, выбор материала? Магомедшапи Дибиргаджиевич Дибиров, финалист «Учителя года России»-2010, на своем методическом семинаре «IT-ить или не IT-ить – лайфхаки эффективного учителя» показал десяток полезных жизненных советов (лайфхаков), как можно не просто облегчить свою электронную жизнь, но и высвободить массу времени и средств. Вот некоторые: для выбора интересного видео включайте ускоренное воспроизведение (оптимальная скорость 1,5‑2 раза), если вы не переключили клавиатуру и набрали бессмыслицу, используйте программу Punto Switcher, которая переведет текст в нормальный формат, создавайте презентацию онлайн, используйте в работе сокращатель ссылок, резервное копирование – всегда хорошо!
На своем семинаре «О главном и непознанном» мне довелось рассказать о конвергентном подходе в преподавании физики. Интересно, когда в начале урока у школьников возникает ситуация мозговой атаки, нерешенной проблемы, учебного дискомфорта, тогда появляется главное – мотив для включения в образовательную деятельность. Фонтанируют идеи, в ходе обсуждения правомерности тех или иных гипотез и высказываний школьники находят правильное решение, и это главный ключ к успеху! Увлечь ребенка знанием, новыми открытиями и оставить приоткрытым окно в мир научного познания – одна из главных задач учителя физики.
Организаторы выразили признательность участникам онлайн-конференции «Школа в фокусе. Фокусы для школы»: «Предметные методические объединения были вдохновляющими и помогли педагогам провести время в кругу единомышленников. Мы уверены, что мастер-классы и методические семинары будут по достоинству оценены коллегами и найдут широкое применение в педагогической практике».
Андрей СЕМКЕ, учитель физики и астрономии, доцент кафедры управления образовательными системами и кадровым резервом ИРО Краснодарского края, учитель года-2000
Комментарии