search
main
0

Нет «спящим партнерам». Метод проектов в профессионально-ориентированном преподавании иностранного языка

Сегодня в рубрике «Форум» сошлись статьи омского и норильского педагогов, посвященные методу проектов. Это достойный вклад в коллекцию материалов «Методической кухни» о новых образовательных технологиях. Читайте, как работают ваши коллеги, пишите нам, как вы используете эту технологию.

Иностранный язык, призванный заложить основы иноязычного общения, помогает ориентировать школьников в огромном мире современных профессий, а также способствует формированию профессионально важных качеств личности.

Во-первых, обучение иностранным языкам – это обучение коммуникативной деятельности, умению общаться. А это умение, в свою очередь, лежит в основе организации производства и общественного мнения, сферы управления и сферы обслуживания, всех форм обучения, семейных отношений, искусства и спорта. Следовательно, можно предположить, что овладение основами иноязычного общения служит своеобразной базой для профессионального становления личности учащегося.

Во-вторых, иностранный язык, как и любой другой общеобразовательный предмет, может и должен служить средством профориентационной работы с учениками.

В-третьих, профессионально-ориентированное преподавание иностранного языка обусловлено характером межпредметных связей этого учебного предмета с предметами естественно-научного, физико-математического и гуманитарного циклов.

А вот конкретные задачи, направленные на профессиональное становление личности:

– развитие индивидуальных особенностей учащихся, их склонностей и интересов (в том числе и профессиональных) – совершенствование памяти, внимания, мышления;

– расширение общеобразовательного кругозора школьников – знакомство с культурными ценностями страны изучаемого языка, с достижениями в различных областях науки и техники;

– воспитание трудолюбия, настойчивости, активности, сознательности, самостоятельности – активное включение детей в иноязычное общение;

– совершенствование умений работать с книгой, со словарем, со справочной литературой, аннотировать и реферировать иноязычные тексты, пользоваться инструкциями по эксплуатации оборудования, формирование специфических коммуникативных умений, например, вступать в беседу и вести ее, решать конкретные коммуникативные задачи.

Существуют самые разнообразные средства решения перечисленных задач. Одно из них – метод проектов (технология проектного обучения). В основе проектной методики лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, критического мышления. Этот метод предполагает решение какой-либо проблемы с помощью приемов, средств, знаний, умений из различных областей науки и техники.

Технология проектного обучения впитала в себя множество элементов других образовательных технологий. Поэтому ее можно рассматривать как частный случай интегрированной технологии. Проектное обучение базируется на широко известных в педагогике принципах, таких как личностно-ориентированное обучение, природосообразность, индивидуальный и проблемный подходы, коллективный способ обучения и др.

История данной технологии начинается в XIX веке с разработок Дж.Дьюи, американского философа, педагога, психолога, теоретика и практика проблемного обучения. Проектное обучение получило распространение в 20-30-е годы XX века в советской и зарубежной школе. В Америке оно носило название «Дальтон-план». В России «метод проектов», или «бригадно-лабораторный» метод, применялся во многих школах и вузах в 20-х годах. В 30-х годах в СССР и 60-70-х годах в Америке он подвергался критике, вплоть до запрещения в СССР. Сегодня школьная практика во многих странах вновь обращается к нему.

В нашем лицее методика проектного обучения используется в преподавании ряда предметов, в том числе иностранных языков, в частности английского.

Для примера возьмем проект «Политическая система США и России» (Project «Political system of the USA and Russia»). (Смотри схему.)

Подготовительный этап. Формирование рабочих групп по 3-4 человека. В классе 14 учеников, было образовано 3 группы. По просьбе учителя дети выдвинули ответственного, в задачу которого входили координация работы и оперативная, внеплановая связь с учителем. Были случаи индивидуального выполнения и представления проекта.

Постановка цели рабочей группе: выбор темы, выявление проблемы, формулировка задачи. В процентном соотношении доли учителя и учеников в совместной работе составили примерно 40% и 60% соответственно.

Обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов. Это внутригрупповая и(или) индивидуальная работа и при выполнении долгосрочных проектов остается за кадром. Естественно, если выявляются недостатки, нужны корректирующие занятия. Здесь доли учителя и учеников в совместной работе составляют примерно 30% и 70%.

Создание общей структуры проекта. Продумывание хода работы, распределение обязанностей. Здесь мы наблюдаем высокомотивированную самостоятельную работу учеников. Положительные стороны подобной формы работы хорошо известны.

Соблюдаются следующие правила и принципы проектного обучения командным способом. В команде нет лидеров. Все члены команды равны. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых спящих партнеров. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание. Команды не соревнуются, потому что у них разные сферы деятельности. Корректирующее влияние учителя составляет лишь 20%.

Определение речевых умений, которые необходимо развивать у детей (аудирование, говорение, чтение, письмо).

Сбор необходимой информации.

Исследование: решение отдельных задач, компоновка и т.д. На данном этапе развиваются критическое мышление ребенка, умение искать путь решения поставленной задачи. Происходит развитие исследовательских умений учеников – выявление проблемы, сбор информации, работа в библиотеках, в интернете, наблюдение, выстраивание гипотезы, обобщение. Развивается аналитическое мышление.

Обобщение результатов и выводы – защита проектов. Группа собирает наработанный отдельными учениками материал, формулирует выводы и готовит защиту проекта. Дети представляют проекты в виде сообщений по своим направлениям работы в контексте общей тематики группы. Используют наглядный материал – фотоальбом, распечатки с материалами, рисунки. Очень важное место в последнее время занимают информационные технологии. Ребята используют интернет не только для подготовки проекта, но и для его презентации: создают web-страницы, представляют проект в виде презентации, выполненной в Power Point, буклета, выполненного в Publisher. Распределение ролей происходит самостоятельно, учитель лишь ставится в известность. На этом этапе доли учителя и учеников в совместной работе составляют примерно 20% и 80% соответственно.

Анализ успехов и ошибок. Коррекция. Оценка проекта. Для реализации этого этапа проводится отдельное занятие. Каждая группа проводит самоанализ своей работы по всем этапам и по каждому участнику в отдельности. Выделяются положительные и отрицательные моменты проектов, недочеты и ошибки, удачные находки, как по форме, так и по содержанию. Подводятся итоги.

В процессе педагогического целеполагания учитель прогнозирует результаты проектного обучения. Если цель – повышение познавательного интереса учеников, то показатели результативности таковы:

1. Интеллектуальная активность учеников, которая проявляется в вопросах, в стремлении участвовать в деятельности, в активном оперировании приобретенными знаниями и умениями.

2. Эмоциональные проявления, такие как острая заинтересованность, равнодушие и т.д.

3. Волевые проявления – умение сосредоточиться, не растеряться, если возникли трудности, и т.д.

Таким образом, проектное обучение – полезная альтернатива классно-урочной системе, особенно в плане повышения познавательной активности детей. Но оно отнюдь не должно вытеснять классические формы занятий. Специалисты из стран, имеющих обширный опыт применения этой методики, считают, что проектную методику следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения. Интеграция России в мировое сообщество, в частности в области образования, заставляет нас по-новому посмотреть на этот вид обучения.

Вероника ВИНОГРАДОВА, учитель английского языка лицея №66, Омск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте