В жизни далеко не всегда бывает так, как ты заранее запланировал. Поэтому, задумываясь о будущем, надо быть очень осторожным, допуская, что все может сложиться совершенно иначе, чем хотелось бы тебе или твоим близким. В этом на собственном опыте убедился учитель английского языка школы №47 Улан-Удэ Тимур ОЧИРОВ.
Он вырос в семье потомственных военных. И, казалось бы, судьбой ему было предначертано носить погоны, так же как носили папа и мама, бабушки и дедушки. Однако, к сожалению, подкачало здоровье. Пришлось искать иные пути самореализации. На рубеже эпох сознание разных поколений претерпевает сильные изменения, оттого Тимур Евгеньевич решил всерьез заняться изучением иностранных языков… чтобы уехать из России и поискать счастье в других уголках планеты.
Но за границей без знания языков нечего делать. Поэтому поступил на иняз Бурятского государственного университета. Пока учился, решил подработать обычным сторожем, так как студенты нередко испытывают «проблемы с финансированием» и готовы взяться за любую работу. По иронии судьбы устроился как раз в ту самую школу, в которую спустя несколько лет он явился в совсем ином статусе. А поскольку самую достоверную информацию о чем-то или о ком-то люди получают отнюдь не из официальных источников, а от знакомых и коллег, очень скоро понял, что 47‑я школа пользуется в народе большой популярностью, дети здесь нормальные, неизбалованные, да и учителя хорошие, много молодежи. И было бы очень неплохо здесь закрепиться.
– У меня в университете была педпрактика, – рассказывает Очиров. – Правда, я проходил ее в другом учреждении, но работать с детьми мне понравилось. Это постоянный вызов, с ними не соскучишься.
В общем, как говорится, молодой человек попал под обаяние ее величества Школы. И эти чувства (как оказалось, взаимные) после первого урока только усилились. Безусловно, педагогическая практика и обычный учительский быт – небо и земля, но все сложилось на редкость удачно. За что надо особое спасибо сказать опытным наставникам Тимура Евгеньевича, которые в школе №47 всегда опекают молодежь и помогают ей войти в профессию максимально легко и без осложнений. И все же, несмотря ни на что, как утверждает сам Очиров, преподавание очень напоминает плавание в открытом океане, где администрация являет собой маяк, часто встречаются проплывающие мимо на лодках коллеги-предметники, но плыть тем не менее ты все равно должен сам.
Администрация сумела создать весьма комфортные условия для профессионального роста и развития. Все знают, какое серьезное испытание представляет собой классное руководство для любого начинающего (да и не только) педагога. А своему молодому коллеге первое время разрешали вообще не брать класс, поскольку параллельно с работой он еще и учился в аспирантуре.
– Мне всегда нравились история и обществознание, – говорит педагог. – Иностранный язык этому ничуть не помеха, даже наоборот. Возможно, поэтому тема моих диссертационных исследований – «Реалии внешней политики США и ее манипулятивный потенциал». Но за пять лет аспирантуры я, кажется, сильно ушел от этого и понял, что мне гораздо более интересна педагогика. К тому же в последнее время мое мировоззрение сильно поменялось, я пришел к выводу, что милитаризация – это зло независимо от того, какую страну мы рассматриваем – чужую или нашу. И не надо пытаться загнать детей в казармы и навязать им какую-то одну, единственно верную, идеологию. Подобное воздействие на юные неокрепшие умы ведет к печальным последствиям.
Отвергая идеологию, Очиров, однако, ничуть не отрицает необходимость наличия в образовательном процессе тех или иных идей, способных объединить и сплотить людей. Одна из них – идея товарищества. Именно поэтому он по достоинству оценивает преимущества идейного воспитания в советских школах, ведь, несмотря на то что оно было политическим, с его помощью удавалось создать в классе и школе атмосферу дружбы, коллективизма, взаимопомощи, взаимоподдержки. Именно эту модель он бы хотел видеть в современной школе, но без примеси политики. Потому что политическая идеология для школы – вред и зло. Возможно, она очень нужна государству, но, если уж мы действительно заботимся о его процветании, воспитывать подрастающее поколение можно на иных принципах, но с тем же успехом.
И все же жизнь достаточно противоречива. Так, отрицая милитаризм во всех его проявлениях, Тимур Евгеньевич свободное время проводит в военно-патриотическом клубе Red River. По его словам, пацифизм ничуть не мешает любить оружие с чисто эстетической точки зрения, а вовсе не как орудие убийства. Тем более что оружие это вовсе не огнестрельное, а пневматическое, созданное специально для страйкбола, то есть, по сути, для игры.
А еще он любит побыть один, устав от шумного школьного бытия, периодически собирает рюкзак и уходит с друзьями на природу, в поход, в лес. Мог бы пойти и в одиночку, ему это нетрудно, натура у него такая, но все же с друзьями интереснее, веселее. Супруга относится к этим вещам с пониманием. Вообще в их семье принято уважать интересы и увлечения друг друга. Поэтому она на праздники дарит ему подарки, связанные с активным отдыхом, а он ей – все, что связано с рисованием, литературой, фотографией.
Решение принять участие в конкурсе Очиров объясняет «совокупностью внутренних и внешних факторов». Другими словами, на пятый год ему просто захотелось острых ощущений, конкуренции, соревнования. А старшие товарищи, которые сами в большинстве своем в разные годы прошли через горнило конкурсных испытаний, подсказали, дескать, пора попробовать себя в настоящем деле. Не беда, что за спиной всего пять лет стажа, это вполне достаточный срок, чтобы осознать, кто ты есть на самом деле и чего хочешь от жизни и от работы.
– Каждый сам для себя расставляет приоритеты, – вспоминает Тимур Евгеньевич, – но для меня конкурс был испытанием – хочу ли я быть учителем, могу ли я им быть, что я могу дать окружающим, способен ли я работать в незнакомой обстановке, как поведу себя в экстремальной ситуации. Все, что происходило в рамках «Учителя года», стало для меня девятым валом педагогической профессии, Рубиконом, перейдя который я понял: мне теперь уже ничего не страшно. Однако все-таки порой было очень не по себе. Особенно когда ждешь оценки. Уроки по большому счету дело обычное, я этим занимаюсь всегда. И конкурсный урок для меня не стал чем-то из ряда вон выходящим, я к любому занятию готовлюсь очень основательно, да и методики-то везде одинаковые – хоть на конкурсе, хоть где. А вот ожидание вердикта судей чревато сильным нервным напряжением. И тут не важно, о каком этапе идет речь – школьном, городском, республиканском или федеральном. Главное – неизвестность, и она-то больше всего пугает. Да, каждый сам знает, чего он стоит на самом деле, а потому не должен зависеть от чужого одобрения или порицания. Но лично я, например, зависим от чужого одобрения, оно мне важно. И в первую очередь важно одобрение своей семьи, друзей и коллег. Хотя и понимаю: они меня все равно любят и уважают независимо от того, какое место я занял.
Как признался Тимур Очиров, его вряд ли можно назвать организованным учителем, у него всегда проблемы с оформлением бумаг. И он безмерно благодарен всем, кто помог ему подготовиться к участию в конкурсе, все оформить, разложить по полочкам и представить в лучшем виде. Согласитесь, это счастье – работать в коллективе, где все с пониманием относятся к твоим слабостям.
А вот конкурсный сайт Очиров сделал собственными руками… на 30 процентов. Еще на 30 помог брат, на 40 – любимая жена. Сейчас, задним числом, приходит осознание, что все можно было бы сделать совсем иначе – проще, интереснее. Например, взять страничку в социальных сетях и разыграть ее как площадку для обмена опытом, делового общения с детьми и родителями. Но на тот момент помешала святая убежденность в том, что социальные сети – это слишком личное пространство и не надо его путать с профессиональным. Ведь любой человек, и учитель не исключение, в разное время суток выполняет разные социальные роли – педагога, друга, мужа. Сам Очиров, по его собственным словам, не может себе позволить быть со всеми одинаковым. Поэтому с друзьями он один, с женой – совсем другой, с родителями – третий, с учениками – четвертый, с администрацией – пятый и так далее. И конкурсный сайт должен был стать ареной для представления себя исключительно в одной роли – участника конкурса. А в сетях остался жить совсем другой человек…
Конкурс дал ему возможность понять, на каком этапе своего развития он находится, что надо сделать, чтобы стать еще лучше, и в каком направлении можно двигаться дальше. По его собственному мнению, в недалеком будущем он видит себя в роли руководителя методического объединения или даже завуча. А вот идти по пути административного роста, стремиться во что бы то ни стало попасть в директорское кресло ему пока совсем не хочется, для этого не хватает ни опыта, ни знаний. Впрочем, кто его знает. Тимур Евгеньевич человек амбициозный, но он привык скрывать свои амбиции от всех, даже от дорогой супруги.
– Когда-то давно я мечтал уехать за рубеж и там найти работу, – говорит учитель. – С тех пор в моем сознании многое поменялось. Оказалось, что можно просто съездить в другие страны, посмотреть, как там живут люди, пообщаться и благополучно вернуться к себе на Родину. Скажу даже больше: если мне сейчас предложили бы поездку за границу на стажировку, я бы отказался, потому что чувствую ответственность за своих учеников и не могу их бросить. В этом смысле, конечно, конкурс сильно отвлекает от дела, из-за него пропало много уроков, пострадала внеклассная работа, классные часы. Но конкурс – это явление временное, к тому же наше, российское. А стажировка – дело серьезное, тут надо будет решать: или – или. А вот каникулярное время – вполне возможно. Я уже так в Монголию ездил, работал в детском лагере вместе со своими ребятами. Очень полезный опыт приобрели, поскольку там все общались только на английском, хотя в лагере были корейцы, монголы, японцы.
– В общем, – делает вывод педагог, – я буддист, поэтому убежден: необходимо отпустить свои желания, и тогда наступит радость. А если нет желаний, то нет проблем! Что будет, то и будет. Что сделано, то и хорошо. Но это вовсе не означает, что я просто плыву по течению, нет, я управляю им!
В отличие от многих других Тимур Евгеньевич не жалуется на низкую зарплату. Ведь хорошо – это не когда много, а когда хватает. А ему пока хватает того, что есть. По крайней мере, плывя по течению, он помнит о постоянном стремлении к самосовершенствованию. Так, например, он старается не забывать второй язык – китайский, зная, что в скором времени именно его станут преподавать в качестве второго иностранного.
Комментарии