search
main
0

Нет ничего лучайного на свете. Все связано, все вместе сплетено

В театре «Модернъ» прошла презентация культурно-образовательного проекта «Литературный венок России». Школьники школ №№1234, 110, 1113, 1259, 353, 1323, лицея №1548 приготовили замечательную композицию, посвященную выдающимся писателям и поэтам, вписавшим свои гениальные строки в историю отечественной культуры. Символично, что вели церемонию представители двух поколений – председатель Совета молодых специалистов учитель английского языка школы №128 Татьяна Давыдова и председатель Совета ученического самоуправления ученик 9-го класса школы №622 Игорь Зверев.

Участников этого литературного праздника приветствовали начальник окружного управления ЦАО Вера Лопатина и начальник управления общего и дошкольного образования Департамента образования Ирина Петрунина. Вера Ивановна и Ирина Анатольевна особо отметили, что в рамках проекта ученики московских школ получили уникальную возможность узнать много интересного о тех, кто им был еще не знаком, но, безусловно, заслуживает права быть прекрасным соцветием в венке русской литературы, проявить себя, рассказав о литературных находках и достижениях своим сверстникам.

Вообще ученики школ ЦАО и должны были на глазах участников праздника сплести литературный венок, показав связь поколений в литературном творчестве, то, каким чудесным образом переплетаются судьбы русских поэтов и писателей. Это было удивительно, ведь ребята показали, как через века встретились великий русский поэт Михаил Лермонтов и великий композитор Арам Хачатурян: в 1941 году на сцене Московского театра имени Евгения Вахтангова состоялась премьера спектакля «Маскарад», приуроченная к столетию со дня смерти поэта, сегодня трудно представить себе музыку, более отвечающую характеру романтической драмы Лермонтова. Творчество Лермонтова вообще стало источником вдохновения для музыкантов, художников, писателей, ведь так часто бывает, что, читая то или иное художественное произведение, например «Героя нашего времени» М.Ю.Лермонтова, будущий писатель или поэт даже не догадывается о том, что зерно таланта уже пустило в нем первые ростки. Ну кто мог предположить, что родившаяся в 1934 году под Санкт-Петербургом девочка с романтическим именем Новелла станет известным русским бардом, поэтом, прозаиком, драматургом, литературоведом? Новелла Матвеева писала так:

На улицах туман.

Послушать бы «Тамань»

По радио!

Чтоб лермонтовский дар,

Как в детстве, как тогда, –

Порадовал.

Новелла Матвеева, яркий представитель поколения детей войны, однажды так сказала о своем детстве: «Я была очень взрослой, когда была маленькой». Многое ей пришлось преодолеть на пути к литературной славе. Едва не ослепнув в войну от авитаминоза, Новелла Матвеева обрела спасение, как ни странно, именно в книгах. Читая Пушкина, Жуковского, Сервантеса, Диккенса, Шекспира, она по-настоящему выздоравливала.

Литературное творчество часто выполняло роль «скорой помощи» или спасательного круга, возвращая к жизни тяжелобольных людей. Не случайно ребята вспомнили о том, кого в наши рыночные времена вспоминать не принято, – о Николае Островском, который, полностью потеряв зрение после тяжелой болезни, в отчаянии думал о самоубийстве до тех пор, пока у него не появился литературный замысел. Островскому приходилось писать по ночам, вслепую, с помощью изобретенного им же самим трафарета, днем родные и друзья писателя расшифровывали написанное за ночь. Так шаг за шагом создавалась история Павки Корчагина, так фраза за фразой создавался роман «Как закалялась сталь». Героический роман о герое Гражданской войны. Когда-то Николай Островский вспоминал, как, читая по вечерам матери романтико-приключенческие романы Фенимора Купера, Вальтера Скотта, Жюля Верна, Дюма-отца, он «сам того не замечая, начинал импровизировать» и на ходу придумывал свой сюжет.

Ребята заметили, что абсолютно все герои «Литературного венка России» проявляли талант и любовь к чтению еще в детстве. Например, Новелла Матвеева писать стала под влиянием матери, женщины незаурядной во многих отношениях. Именно в ее удивительном исполнении Новелла впервые услышала стихи Пушкина, мелодичные цыганские, русские и итальянские песни. Семейное чтение по вечерам не было редкостью и в доме Александра Твардовского – первое его знакомство с «Полтавой» и «Дубровским» Пушкина, «Тарасом Бульбой» Гоголя, популярнейшими стихотворениями Лермонтова, Некрасова произошло именно благодаря родителям, несмотря на то что отец будущего поэта был с ним строг до суровости и честолюбив. Александр Трифонович писал в 1966 году, вспоминая Великую Отечественную войну:

Есть имена и есть такие даты, –

Они нетленной сущности полны…

Этой весной Россия отметит 65-летие Победы в ВОВ. Наверное, поэтому так знаменательно было появление на сцене героя Твардовского – Василия Теркина.

Сколько же талантливых поэтов, писателей появилось в эти трудные годы, чтобы поддержать дух народа! Среди них – поэт Ольга Берггольц, которая в годы войны запомнилась многим как «голос блокадного Ленинграда». Его, тихий и стойкий, с нетерпением ждали в застывших и темных ленинградских домах. Все дни блокады, почти ежедневно, Ольга Берггольц вела в Доме радио передачи, позднее вошедшие в книгу «Говорит Ленинград».

Литературный дебют Ольги Берггольц с одобрением встретили Самуил Маршак, Корней Чуковский, Анна Ахматова, Максим Горький и многие другие известные вам авторы. Но на самом деле первый успех к поэтессе пришел гораздо раньше. В далекие двадцатые годы на заседание ленинградского Союза поэтов попала скромная девочка-школьница с длинными золотистыми косами. Она совсем растерялась. Пересилив страх, девочка встала рядом с роялем, который был покрыт знаменитым чехлом, расписанным автографами известных поэтов, и прочитала стихотворение «Каменная утка»:

Я каменная утка,

Я каменная дудка,

Я песни простые пою.

Ко рту прислони,

Тихонько дыхни,

И песню услышишь мою.

Когда чтение закончилось, к девочке подошел известный детский писатель Корней Иванович Чуковский, обнял ее за плечи и прогудел: «Ну, какая хорошая девочка! Это будет со временем настоящий поэт». И Корней Иванович не ошибся. Как не ошиблись ни Горький, ни Маршак.

Между тем и Самуил Маршак, и Корней Чуковский принимали активное участие в судьбе и Новеллы Матвеевой, хотя она предстала перед ними уже сложившимся поэтом. Сам Корней Чуковский называл своим учителем Чехова: «Теперь даже трудно представить себе, что такое был … Чехов для меня, подростка девяностых годов. Чехов был для меня и моих сверстников мерилом вещей, и мы явственно слышали в его повестях и рассказах тот голос учителя жизни, которого не расслышал в них ни один человек из так называемого поколения отцов. Других учителей у меня не было». Ребята посчитали, что было бы просто несправедливо, говоря об авторах первой половины XX века, не вспомнить об их учителе – Антоне Павловиче Чехова, и показали театральную постановку по водевилю А.П.Чехова «Юбилей».

Мало кто знает, что Антон Чехов носил отцовский перстень с гравировкой «Одинокому везде пустыня». Когда же Чехов писал рассказ «На пути», то эпиграфом взял всем известные с детства строки из стихотворения об одиночестве Михаила Лермонтова:

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана…

С Михаила Лермонтова ребята начали свой рассказ о великих поэтах и писателях, к нему и вернулись, пройдя по дороге случайностей и непредсказуемых связей в судьбе наших героев. И можно было вздохнуть с облегчением, поскольку было трудно представить, как ребятам удастся найти то общее, что связывало бы всех этих великих литературных творцов.

Надо отметить, что учителя и ученики школ Центрального округа, презентуя, представляя проект, проделали огромную поисковую, поистине литературоведческую работу. Неоценимую помощь энтузиастам оказал окружной методический центр ЦАО во главе с Марианной Лебедевой. Думаю, что удачное начало даст импульс для дальнейшей поисковой и исследовательской работы, а это значит, нам предстоит еще многое узнать, увидеть, прочитать и услышать.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте