Аномальная зона
В этом году в Журналюгинске при всеобщем благоволении установился монархический строй. Мало того, что Рюрик был хорош собой – прямо сказочный персонаж в серебристом зипуне, так еще и справедлив. Карал только виноватых и радел о всеобщем интересе. За то и любезен был народу, что стражей своих и служителей при чинах содержал в строгости и народ увеселять собственной персоной не гнушался.
Прошлогодняя деловая игра в президентскую республику была более трагичной. Кругом царил хаос, политические дрязги, перевороты. Толпы безработных юных журналистов промышляли на большой дороге. Виртуальная смерть от “голода” стала делом привычным. Вспоминаю диалог двух десятилетних журналюгинцев:
– У меня есть компромат на президента…
– Где бы раздобыть “журналюжек”, чтобы открыть свою газету и заклеймить в ней президентскую команду?
Сказка – ложь, да в ней намек. Дети играют в политику, в профессию, во взрослую жизнь. Хотя бы одну неделю в году они делают что хотят! Вот и задала я вопрос сопровождавшим юных журналистов на межрегиональный фестиваль детской прессы педагогам: что для детей занятия журналистикой – игра или вхождение в профессию?
Мы собрались за “круглым столом” без стола, на лавках, составленных кругом, и повели неспешный диалог о трудностях выживания, о взаимоотношениях школ юных журналистов, студий, редакций с местной администрацией, об учебе азам профессии, о проблематике выступлений. И сам собой встал вопрос: кто должен заниматься с ребятами – журналисты или педагоги?
ЮЛИЯ БОНДАРЕНКО, руководитель пресс-центра “Союз-11” гимназии ? 11 (г. Самара):
– Я журналист со стажем работы на телевидении, радио и в газете. Педагоги же не знают специфики журналистского труда, а специальной литературы практически нет. Мои подопечные ведут очень активную журналистскую деятельность, но при этом никто почти не собирается стать журналистом, хотя с интересом овладевают допрофессиональными навыками. Дело в том, что гимназия готовит к достаточно престижным профессиям, но к ним журналистика не относится. Зачем ребятам, изучающим иностранные языки, идти в газету, если нет гарантии, что они там заработают себе на жизнь? Кто-то подумывает поступать на международную журналистику в МГУ. Выбор – за ними.
ТАМАРА КИРИЧЕНКО, заместитель директора по науке многопрофильного лицея (г. Самара):
– У нас есть отделение журналистики. Дети издают цветной компьютерный журнал “ЛИК” (лицейский интеллектуальный клуб), информационное приложение “Лавина” и литературно-публицистическое приложение “Здравствуй, мир!” Некоторые подростки участвуют в телепередаче “Наше утро”. Журналистика для детей не только ниша для самовыражения. На занятиях растет их профессиональное мастерство, что во многом определяет выбор будущей специальности. Стремление работать над интервью и заметками приводит юных журналистов к тому, что возрастают их самооценка, самоуважение, расширяется взгляд на мир.
Заниматься с юными журналистами должны их старшие коллеги и педагоги. Знания нельзя просто передать. Это богатство ученик может воспринять только с тем человеком, который им владеет. То, что наши дети увидели и услышали здесь в мастер-классах, даже если они что-то знали, это есть новое знание.
ВАЛЕРИЙ ТИМОШЕНКО, редактор газеты “Аргументы и факты – Чувашия”, член Лиги малой прессы:
– Лига малой прессы республики не привязана ни к одному печатному изданию. В ее рамках мы добиваемся, чтобы творчество юных развивалось на профессиональной основе. Даем больше практики, а подростки сами определяются, идти ли в журналистику. В процессе работы они должны найти для себя некое зерно, а уж мы проращиваем его в колоски…
МАРИНА КАРТАШОВА, руководитель подросткового клуба “Товарищ” Центра детского творчества “Металлург” (г. Самара):
– Я ставлю целью не подготовить членов нашего пресс-центра к профессии, а научить логично и грамотно думать, рассуждать и общаться. Это совпадает с социальными запросами самих детей.
АННА ЮРКОВА, редактор молодежного выпуска “Начало” в районной газете (г. Новокуйбышевск Самарской области):
– 2 года назад в клубе “Гном” мы, общаясь с подростками, развивали их кругозор. Когда переехали в редакцию, юных журналистов осталось мало. Остальные поняли, что предстоит серьезная работа. Игры закончились. Теперь мы тратим время на дело, а не на балабольство. Юные журналисты с головой в него погружены, и на гонорар смотрят с улыбкой – это деньги на мороженое.
АЛЕВТИНА КОЛОМИЕЦ, школьница, сменный редактор “Юношеской газеты” (г. Москва):
– Нас, начинающих журналистов от 14 до 18 лет, в редакции около тридцати. Мы получаем зарплату, правда, символическую. Не это главное, а то, чтобы суметь набить руку, даже если журналистика так и останется увлечением.
ЮРИЙ ХОЛОПОВ, редактор газеты “Наш молодежный акцент” (с. Кинель-Черкасы Самарской области):
– Я не привык сюсюкать с детьми. Имея редакторское образование, очень серьезно отношусь к печатному слову, так что в школе юных журналистов предпочитаю меньше ребят, зато преданных делу. В районе есть еще 3 телестудии. Как отметили педагоги, наиболее активные личности из подростковой среды – это те, что заняты журналистикой. Вот и выходит, что в эпоху развала общественных детских организаций центрами притяжения для подростков и молодежи стали пресс-центры, телестудии и редакции детских газет.
ИРИНА ЛАНЦМАН, редактор газеты “Ух, ты!” (г. Биробиджан):
– В нашей школе молодого журналиста 60 человек. Последнее анкетирование показало, что школа наша – многофункциональна: она дает мощный толчок к развитию детей в различных направлениях, даже в живописи. Молодежь сегодня потеряла ориентиры в жизни. У наших юных журналистов благодаря тесному контакту с мэрией есть цели. И, словно откликаясь на реплику бывшего мэра “У нас не хватает здорового карьеризма”, они заявляют, что хотят работать в мэрии. Уже сейчас наших подопечных заметили и выбирают в школьные парламенты.
АЛЕКСЕЙ ЛИВЕНЦЕВ, заместитель директора Центра социализации молодежи, исполнительный директор Ассоциации юных журналистов Самарской области:
– Мне неважно, кто будет заниматься с юными журналистами – их опытные коллеги или педагоги. Хотя в идеале предпочел бы журналиста, владеющего педагогическими методиками. Главное, пусть люди приходят, чтобы самовыразиться с детьми, а не самоутвердиться благодаря им. На детскую журналистику целесообразно смотреть как на средство социализации личности, а не на цель.
В том и другом случаях остается лишь сожалеть, что ни на одном факультете журналистики в России не готовят журналистов с педагогической специализацией. Кое-где есть отделения журналистики на филфаках, как в Самарском педуниверситете, но две эти специальности изучаются параллельно, почти ни в чем не пересекаясь. Хочешь – иди в педагоги, не хочешь – в газету. И только таким энтузиастам, как Наталья Буянова, кое-что удается состыковать. Обучаясь на втором курсе отделения журналистики, она создала в Новокуйбышевске детское радио. В прошлом году в областном конкурсе оно завоевало первое место, за что администрация наградила начинающих радийщиков поездкой в Чехию. И оттого, наверное, Наталья выборочно посещала мастер-классы, что сама кого хочешь научит теории, а вот практических советов “матерых” радиожурналистов на фестивале ей выслушать, увы,так и не удалось, не то что телевизионщикам и газетчикам.
Большие проблемы малой прессы
– Неужели вы всерьез полагаете, что проблематику газетных выступлений можно разделить на взрослую и детскую? – озадачила меня Тамара Кириченко.
Именно так я и полагаю. И, забегая вперед, могу сделать вывод из беседы за “круглым столом”, что лучше детей об их проблемах никто не расскажет. Нам, взрослым, маститым, доверия, увы, меньше. С этой данностью придется смириться, как и с тем, что, в отличие от нас, у наших младших коллег проходят межрегиональные фестивали прессы. К примеру, этот, в Жигулях, а в Чебоксарах – “Волжские встречи”, куда в эту весну съезжались начинающие журналисты из 37 регионов, в том числе с Украины и из Казахстана. Как подсчитал оргкомитет, общий тираж представленных на фестиваль газет составил 3 миллиона экземпляров. Представьте, какая это сила! А посему тем более важно, что транслируется таким тиражом на юношескую аудиторию.
ЮЛИЯ БОНДАРЕНКО:
– В детской прессе должно быть всего понемногу. Дети растут, они еще не готовы выйти на серьезный уровень осмысления действительности, как бы их ни тянули за уши. Им позволительно пошалить на страницах газеты, но они размышляют и на серьезные темы, к примеру, о войне в Югославии, о взаимоотношениях с педагогами и родителями. Газета не должна быть заумной и нудной, а интересной.
ЕВГЕНИЙ СУХОВЕРКО, координатор Лиги малой прессы (г. Чебоксары):
– В своей газете “Место встречи” мы рассказываем о подробностях того или иного преступления: как подросток вошел в преступную группировку, что совершил, чем все закончилось. Был опубликован материал “Бог простит, братство – никогда” об убийстве подростка напарниками. Подобными материалами развенчиваем миф о преступном братстве.
По большей части для “домашних” детей ввели рубрику “Подворотня”, где говорим об изнанке жизни. Гопники, к примеру, программируют сверстников на преступления. По их идеологии, если ты не побывал за решеткой, ты не мужчина. Мы пишем об этом, разоблачая идеализацию преступлений, но не смакуя их.
Зачем нам придумывать за детей их мир? Они такие страшилки на ночь рассказывают – море крови, оторванные головы…
ЮЛИЯ БОНДАРЕНКО:
– В этих страшилках они избавляются от своих проблем.
Галина СЮНЬКОВА, собкор “УГ”:
– Одно дело, когда негатив идет из реальной жизни, другое – когда он уже трансформировался в фольклор. Дети все же воспринимают страшилки отстраненно – как произведения, пусть и малохудожественные.
АЛЛА МАКИЕВСКАЯ, редактор газеты “Молодежный компас” (г. Биробиджан):
– Подростки живут в реальном мире. Зачем им добавлять кровавые подробности? У нас была акция “Успей сказать “нет!”. Надо было написать сказку. Начало такое: “Жил-был здоровый человек. Повстречался он с серым и больным, и тот предложил ему попробовать…” Дальше шел блок детской фантазии, но конец был предрешен: “Вот такая грустная история”. Это были такие сочинения! Мы обсуждали их и с медицинской, и морально-этической, и педагогической, и журналистской точек зрения. Мы уверены, что никто из наших шестидесяти подопечных никогда не захочет попробовать наркотики, хотя область нашу вполне можно сравнить по маштабам наркобизнеса с Колумбией.
АЛЕКСЕЙ ЛИВЕНЦЕВ:
– Когда твердят “Нет наркотикам!”, “Наркомания – это плохо”, то повторяющееся слово настолько прочно оседает в оперативной памяти моего мозга, что я его оттуда достаю значительно чаще, чем сам того хотел бы. А если мы акцентируем внимание детей на этом понятии, то у них возникает потребность попробовать запретный плод. Если я провожу фестиваль “Молодежь против наркотиков”, я тем самым вербую волонтеров в армию наркоманов. Та же работа должна проводиться методом отвлечения. Как педагог скажу: ретранслировать мировоззрение ребенка, который живет в некомфортной среде, крайне непедагогично. Мы должны формировать подсознание подростков без этого негативного понятия, акцентируя их внимание на положительных образах.
АЛЕВТИНА КОЛОМИЕЦ:
– С точки зрения подростка, говорить о наркомании надо, предлагая альтернативу. Смаковать не следует. Я только что вернулась с антинаркотического фестиваля, где мои сверстники говорили, что им интересно читать о повседневной жизни наркомана – как ему плохо и почему.
ЛИДИЯ ДОЛГОПОЛОВА, руководитель радиостудии “Молодо-зелено” (г. Отрадный Самарской области):
– Мы второй год в радиоэфире рассказываем, какая нынче молодежь. 30 активных студийцев проникают во все неформальные объединения. Я радуюсь, когда официальные структуры предпринимают усилия по предотвращению чрезвычайных ситуаций, опираясь на нашу информацию. К примеру, мы рассказывали о сатанистах, вампирах. Есть даты, когда те могут пойти на жертвоприношения, о чем мы предупреждали горожан и власть. Юные радиожурналисты называли и причины некой привлекательности подобных сообществ. Это желание возвыситься над толпой, показать собственное “я”, заставить окружающих бояться собственной персоны. Мы на своем радио противопоставляем тем, кто на службе у сатаны, здоровую молодежь.
ЕВГЕНИЙ СУХОВЕРКО:
– В нашей газете “Место встречи” есть рубрика “Троллейбус”. Едем в нем и на каждой остановке встречаемся с разными молодежными группировками или нестандартными личностями. У одного своя вера, другой бросил школу, живет за Волгой в землянке и купается в проруби, третий, гопник, вышел из тюрьмы и делится пережитым.
Идеология газеты основывается на здоровых мыслях и поступках подростков и молодежи.
ЮРИЙ ХОЛОПОВ:
– В одном из номеров “Нашего молодежного акцента” был опубликован снимок потухшего Вечного огня. Что толку от созданного фонда содействия патриотическому воспитанию, если огонь не горит? Через 3 дня он запылал. Районная администрация отреагировала на выступление детской газеты! Итак, проблематика детских выступлений не исчерпывается интересом к запретному. Все попадает в поле зрения начинающих журналистов – и размышления о смысле жизни, и конкретные факты. На мастер-классе мне пришлось раскрывать секреты собственной творческой лаборатории. Если таковых у тебя нет, ты этим ненасытным особям рода гомо сапиенс неинтересен. Они встают и уходят, и правильно делают.
– Ну вы любите нас “грузить”, – попеняла мне Марина Пальчинская, выигравшая гран-при в номинации литературных произведений, автор стихотворного сборника “То ли еще будет”, и все же она пришла снова, готовая к перегрузкам. – Я даже ваш портрет нарисовала.
– Жуткая получилась физиономия?
– Нет, красивая. И все сказали, что похожа на оригинал.
Это нам кажется, что мы их учим, “грузим”, за руку вводя в храм журналистики. Но, как видно, мы слишком самонадеянны. Мы так многоопытны, а оттого многословны, что к нам приходится начинающим относиться избирательно, а порой и с изрядной долей иронии. Мы, словно посланцы из параллельного мира, теша себя надеждой быть адекватно понятыми, не учитываем, что надо бы дать себе труд перевести профессиональное знание со своего взрослого специального языка на язык интересный и доступный пониманию собственных учеников. Не у всех из них ярко выражена мотивация на профессию. Кого-то магнитом тянет к творческому человеку, излучающему духовную энергию.
Я уезжала с сожалением: впереди еще 3 дня фестиваля с подведением итогов конкурса детских СМИ. Жаль было покидать целеустремленных обитателей аномальной зоны. И к тому же я не нашла ответа на вопрос: так кто кому нужнее – мы им или все же они нам? Если мы им, то отчего меня второе лето тянет в Журналюгинск?
“Круглый стол” провела Галина СЮНЬКОВА
Самарская область
На снимках: Лидия Долгополова и Евгений Суховерко; юные журналистки из Новокуйбышевска; мастер-класс
Комментарии