search
main
0

Нет места мелочным расчетам

Переход на новую систему финансирования образовательных учреждений вызывает у представителей педагогического сообщества Москвы немало вопросов. В чем суть идеологии данного проекта? Как отразится он на оплате труда педагогов? Какую роль сыграет в повышении качества образования? Как повлияют грядущие изменения на жизнь города в целом? Эти и другие не менее важные проблемы стали предметом обсуждения на первом занятии еженедельного семинара для руководителей образовательных учреждений района Крылатское Западного округа Москвы, многие из которых уже начали работу в пилотном проекте по развитию московского образования.

Семинар проходил на базе стажировочной площадки школы №63, которая вошла в число первых «пилотов» в Западном округе. Открывая семинар, начальник Западного окружного управления образования Татьяна Баринова отметила, что его главная цель – осознание идеологии нового проекта и его возможностей для повышения качества образования. По мнению Татьяны Юрьевны, этот проект способствует реализации трех основополагающих принципов системы образования: доверия, прозрачности, ответственности. А такие семинары, с ее точки зрения, следует рассматривать как средство повышения квалификации представителей разных категорий педагогического сообщества в условиях перехода на новую систему финансирования. «Сегодня в пилотном проекте участвуют 26 общеобразовательных учреждений Западного округа, но с 1 октября их станет значительно больше. Постоянно действующий семинар будет хорошим подспорьем в работе руководителей «пилотов», – отметила начальник управления. Присутствовавший на семинаре глава управы района Крылатское Виталий Валерьевич Никитин пожелал всем удачи в реализации нового проекта, отметив, что он чрезвычайно важен не только для повышения качества образования, но и для обеспечения высокого уровня жизни москвичей в целом. Своими размышлениями о проекте поделился директор школы №63 Сергей Скрыпник: «Главный вывод, к которому я пришел, – начинать руководителю общеобразовательного учреждения нужно с себя: понять, принять, осознать как необходимое… Не сразу понимаешь, что это то, о чем мы думали и мечтали 10-15 лет назад. Новая система решает вопросы заинтересованности педагогических работников в своем труде, и подойти к ней нужно как к средству достижения данной цели. Нужно не бояться, а радоваться, что удастся поработать в этих условиях и решить проблемы, которые накапливались годами. Все вопросы необходимо решать только совместно с педагогическим коллективом в тесной связи с профсоюзным комитетом, а в коллективе постоянно вести разъяснительную работу. Нужно помнить о том, что новая система финансирования – средство повышения качества образования, развития индивидуальных способностей. Руководству желаю довести начатое дело до конца, а мы со своей стороны готовы быть союзниками, помощниками, друзьями…» Сергей Павлович отметил, что очень трудно было разработать критерии оценивания труда педагогов, что это необходимо делать только совместно с коллективом, учитывая особенности каждого учебного заведения.В разговор о новой системе финансирования не мог не включиться присутствующий на семинаре министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования Исаак Калина. Исаак Иосифович акцентировал внимание присутствовавших на том, что система финансирования общеобразовательных учреждений очень влияет на жизнь города и общество в целом: «Неодинаковое финансирование ведет к расслоению общества, что в свою очередь вызывает напряженность и протестные настроения среди населения. Новая система финансирования должна способствовать консолидации общества, так как «равные дети будут получать равные деньги». И это главная задача данного проекта». Исаак Калина пояснил, что более всего его не устраивало в действующей системе то, что финансирование зависело от статуса общеобразовательного учреждения, а это означало демотивацию и тех коллективов, которые имели статус, и тех, которые его не имели, так как финансирование было гарантированным (одним можно не стараться, так как все равно финансируют хорошо, а другим – так как все равно больше платить не будут). При переходе на новую систему устраняется привязанность к статусу образовательного учреждения: «Равные дети получают равные деньги, а образовательное учреждение должно бороться за дополнительное финансирование… Ничто не мешает образовательному учреждению получить финансирование на реализацию дополнительных услуг, которые реально будут способствовать повышению качества образования. Но это не должно быть индульгенцией на все времена: пока эти услуги нужны будут городу, они будут оплачиваться. Сегодня нужно серьезно задуматься учреждениям дополнительного образования: детям станет незачем идти в УДО, если они смогут получить все необходимое в своей школе. Этим учреждениям нужно будет предоставлять что-то такое, что не могут предоставить школы. И такая возможность у большинства из них имеется». Исаак Иосифович изложил свой взгляд и на проблему новой системы оплаты труда педагогических работников: «Я не считаю новую систему оплаты труда главной частью проекта. Моя главная задача как руководителя Департамента образования – довести правильно денежные средства до образовательных школ, сделать абсолютно прозрачным и объективным финансирование. А все остальное – работа директора образовательного учреждения. При прежней системе финансирования в руках работодателя не оставалось средств для мотивации людей на завтрашний результат, при новой системе они будут, и задача руководителя правильно ими распорядиться. Хотелось бы, чтобы в руках работодателя надбавки были стимулирующим, мотивирующим инструментом. Сама по себе новая система оплаты труда значения не имеет. Создаст ли она мотивацию вашим работникам бороться за каждого ученика?» Отвечая на вопрос, как устанавливать критерии оценивания работы педагогов, Исаак Калина подчеркнул, что главное не уйти в мелочность: «Учительская работа не мелочная, и соответственно критериальная база не должна быть мелочной. Нельзя допустить подмены объективно-публичной оценки результатов мелочными расчетами. И учитель должен помнить, что образование – командная деятельность. Не случайно сейчас так много внимания уделяется проблеме метапредметного обучения. Каждый коллектив должен понимать, что финансирование будет зависеть от командного результата. Ведь не секрет, что школа теряет контингент из-за плохих учителей, но это значит, что и другие учителя остаются в убытке. Если сегодня зачастую членам коллектива все равно, кто работает рядом, то дальше от этого будет зависеть их материальное благополучие. И коллектив начнет требовать убирать неэффективных работников. Нужно быть готовыми к тому, что в коллективах начнется такое движение. И в этой связи особое значение приобретает тесный контакт работодателей с профсоюзными комитетами». Подводя итоги семинара, Исаак Иосифович сказал, что хотел бы, чтобы эти семинары вышли за рамки пилотного проекта: «Мы должны выйти на тему «Качество образования, которое нужно Москве». Снимается 80% протестных настроений населения, если хорошо работают детские сады и школы. Больше всего расстраивает в нашей работе неготовность к новому, к изменениям. Школа – всегда молодое учреждение, и она должна демонстрировать готовность к изменениям. Новый успех – результат нового старта».Семинар закончился, но его участники долго не расходились, продолжая обсуждать затронутые проблемы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте