search
main
0

Нет границ для доброты

Волонтерство и эмпатия

Помощь паллиативным пациентам, тяжелобольным детям, бездомным животным, экологическое и патриотическое волонтерство – вот далеко не полный список добрых дел, которыми занимаются ученики школы №2120. Помогая другим, дети развивают в себе эмпатию и альтруизм.

Эмпатия – это сердце человека. Умение сочувствовать или радоваться чужому счастью – основа хороших отношений в семье, на работе, в школе, а по мнению психологов, еще и возможность предотвратить буллинг и другие формы детской жестокости. Как же развивать эмпатию у детей? Можно говорить о чувствах, читать книги и смотреть сентиментальные фильмы. Но это работает слабо. Лучше действовать своим примером. Джамиль Заки, профессор Стэнфордского университета, более десяти лет изучает эмпатию. Он утверждает, что, развивая ее в себе, мы делаем мир лучше, учимся быть добрее, помогать окружающим, часто в ущерб себе.

Выдающийся советский педагог Василий Сухомлинский в книге «Сто советов учителю» отмечает, что задача школы не только научить, но и воспитать. Учитель может подать пример отзывчивости, а волонтерская деятельность в этом поможет. В школе №2120 создано несколько направлений волонтерства, в том числе экологическое и патриотическое. В добрых делах принимают участие все желающие, даже первоклассники. Они собирают крышечки, старые тетрадки и батарейки. В этом году школа уже побила прошлогодний рекорд: собрано 2600 кг макулатуры, 207 кг пластиковых крышечек и 300 кг отработанных батареек. Такие акции – масштабные, они охватывают всю школу. Волонтерский отряд «Добрята» не только активно участвует в сборе, но и помогает сор­ти­ро­вать и упаковывать собранное.

Занимаясь такой деятельностью, дети развивают чувствительность, терпимость, бескорыстие. Они становятся более коммуникабельными, дружелюбными, развивается их способность к эмпатии. Часто это можно сразу заметить. Например, при подготовке к празднику 9 Мая некоторые дети баловались, поскольку не понимали ответственности и серьезности такого мероприятия. После объяснения, а к нему подключались и другие дети, добавляя примеры из жизни своей семьи, поведение тут же менялось, даже взгляд становился другим.

Особую роль в жизни младших школьников играют родители, поэтому с ними тоже необходимо работать, привлекая к общешкольному волонтерству. Например, когда школа участвовала в акции «ВяжемДобро», кусочки пледов для тяжелобольных детей делали все – мамы, папы, бабушки и дедушки. Акция продолжается, активисты проводят мастер-классы по вязанию, чтобы еще больше желающих смогли присоединиться. Из отдельных разноцветных кусочков волонтеры сшивают пледы, которые отправятся в хосписы для паллиативных пациентов. Родители участвуют в субботниках, помогают отвозить корм животным в приюты. Интересная акция проходила в Московском зоопарке: дети вместе с родителями делали яйца из папье-маше, в которых потом обезьяны и сурикаты искали лакомства – полезные овощи и фрукты.

Важно не заставлять ни детей, ни родителей, а объяснять. Иногда достаточно подождать пока зерно доброты проклюнется. Например, когда в школе решили отказаться от чрезмерного потребления пластика и заменить одноразовые стаканчики на личные бутылки, многие родители поначалу это восприняли в штыки. Но со временем присоединились к бутылочному флешмобу.

Так волонтерство развивает чувства сопереживания и сопричастности у всех участников школьного треугольника: учеников, родителей и учителей.

Елена ЦАПА,
педагог школы №2120

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте