search
main
0

Нет будущего без настоящего и прошлого

​Легко ли быть гражданином в наше непростое время в стране, пережившей все потрясения ХХ века? Ответ очевиден – нелегко. Говорят, что настоящий гражданин любит свою Родину. Но что такое Родина? Родные люди, родной дом, березки?

Василий Сухомлинский писал: «Родина – твой дом, твоя колыбель. В родном доме не все бывает гладко и не все хорошо. Есть у нас свои беды и горечи. Говоря о них, помни: ты говоришь о бедах и горечах своего родного дома». Воспитание юных граждан нынче очень непростая задача, стоящая перед современной школой. Но в нашей гимназии с ней всегда справлялись. В своих сочинениях наши ученики пишут: «Я думаю, что чувство патриотизма должно воспитываться в человеке и обществом, и семьей, и школой. Очень многое зависит от того, в каком окружении находится человек. Вспомним, как наша страна празднует День Победы в Великой Отечественной войне, как относятся в эти дни к ветеранам: их стараются окружить вниманием и уважением. Жаль, что этим вниманием и заботой ветеранов окружают не каждый день. А вот в нашей гимназии связь с ветеранами поддерживается постоянно, и мне кажется, что это очень важно». Действительно, ветераны – частые гости гимназии №1518. В июле 1941 года в здании нашей гимназии формировалась дивизия народного ополчения Ростокинского района Москвы, а в 1942-1944 годы здесь же располагалась Московская объединенная школа ВМФ, которая готовила радистов, сигнальщиков и шифровальщиков для флота. И нет в гимназии ученика, который бы не знал об этой странице истории нашего здания. Уже больше полутора десятков лет действует музей МОШ, который можно назвать центром военно-патриотической работы в гимназии. Все эти годы мы разыскиваем ветеранов МОШ и поддерживаем тесную связь с ними и членами их семей. Для сегодняшних гимназистов благодаря этой связи память о войне становится осязаемой, живой. Даже самые маленькие ученики гимназии обязательно бывают на встречах с ветеранами, которые проходят регулярно. После этого появляются строки детских работ: «Мне очень понравилась встреча с ветеранами. Они уже старенькие, но их интересно слушать. Я теперь очень хочу узнать, кем был на войне мой прадедушка» (ученица 3-го класса); «Мы не знаем, что такое война. А эти люди, которые приходят на встречи с нами, ушли на войну, когда были чуть старше нас. Когда смотришь на них, трудно представить, что эти старички и старушки участвовали в страшных боях, видели кровь и смерть. Они не очень любят об этом говорить. Но помнить об этом должны мы» (ученик 10-го класса).Мы абсолютно убеждены, что каждый гимназист должен знать историю своей семьи, рода, имена и отчества предков, даты их жизни. Соучастие, сопричастность, сопереживание – совершенно замечательные с точки зрения лексики и словообразовательной структуры слова. Быть частью, быть причастным к тем, кто жил, живет и будет жить в твоей стране; переживать, то есть жить, пропуская через себя то, чем живет твоя страна; участвовать как часть этого громадного целого в том, что созидает, развивает, совершенствует человека. Эти три глагола лучше всего помогают понять мысль, пожалуй, одного из лучших патриотических стихотворений А.Твардовского:Я знаю, никакой моей виныВ том, что другие не пришли с войны,В том, что они – кто старше, кто моложе -Остались там, и не о том же речь,Что я их мог, но не сумел сберечь, -Речь не о том, но все же, все же, все же… Позицию личной вины, личной ответственности за то, что происходит вокруг, и личной гордости за великие победы, дела и свершения своего народа следует считать единственно верной, по-настоящему гражданской позицией. Мы считаем, что воспитание любви к Родине должно стать основной задачей школы. Тот, кто не любит своей страны, ничего любить не может. Но, решая эту задачу, нужно различать национальное и националистическое, приветствуя первое и отвергая второе, изучать историю различных народов, населяющих Россию. Воспитание патриотизма должно строиться на конкретных исторических фактах. Необходима целенаправленная работа по гражданскому образованию в рамках патриотического воспитания, так как низкая политическая культура, незнание основных положений Конституции РФ, подмена понятий «отечество» и «государство» (как показывают ученические работы) не могут способствовать формированию личности подлинного патриота страны. Поэтому в гимназии №1518 в нынешнем учебном году был создан военно-патриотический клуб «Юная гвардия», которым руководит учитель истории Наталья Седых. В этом году тема работы клуба – «Дорогами 1812 года». Создан он был не только потому, что 2012 год – год 200-летия Отечественной войны: для нас юбилейная дата не повод просто провести несколько протокольных мероприятий, а возможность объединить наших учеников вокруг идеи величия Отечества, славных страниц его истории. Когда гимназисты вернулись из поездки в Вязьму и Смоленск, они взахлеб делились впечатлениями о том, что увидели, а главное – что почувствовали там, в местах славы русского оружия и русского духа. «Побывав в Смоленске, я не просто узнала много нового об истории войны 1812 года и истории нашей страны вообще. Я вдруг поняла, что мне очень жалко тех, кто там погиб. И в то же время я ими горжусь. Они стали для меня живыми» (из работы ученицы 9-го класса). Не менее значимыми стали для них поездки в Донской монастырь, Музей героев, Государственный исторический музей. Для членов клуба история Отечества оживает, становится понятной и близкой. Как приятно было видеть, что в Донской монастырь многие школьники приехали с цветами, которые потом возложили к памятникам! И сделано это было не по указанию учителя, а потому, что герои былых времен для них теперь люди близкие, праху которых хочется поклониться. Одна из учениц 8-го класса пишет: «Недавно мы с мамой посетили Пятницкое кладбище, которое находится совсем недалеко от нашей гимназии и где похоронены наши родственники. И вдруг я увидела недалеко от входа могилу, на которую никогда раньше не обращала внимания. Это захоронение 1812 года. Я почему-то раньше не думала, что память об истории той войны может быть совсем рядом. Теперь мы с мамой носим цветы и на эту могилу». Наверное, это можно считать важнейшим итогом работы по патриотическому воспитанию, ведь недаром сказал А.С.Пушкин: Два чувства дивно близки нам,В них обретает сердце пищу -Любовь к родному пепелищу,Любовь к отеческим гробам.На них основано от векаПо воле Бога самогоСамостоянье человека,Залог величия его.Для нас очень важно, чтобы наши ученики знали историю России, гордились ею. Еще Н.Карамзин утверждал: «Простой гражданин должен читать историю. Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках, утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали еще ужаснейшие, и государство не разрушалось; она питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества». Но нам очень хочется, чтобы гимназисты не только знали историю Отечества, но и чувствовали себя частью этой страны, теми, кто призван сохранить и продолжить традиции предков. Поэтому гражданское воспитание – часть повседневной работы всех, кто трудится в нашей гимназии. Не случайно конференции исследовательских работ школьников, которые проходят в нашем учебном заведении ежегодно, всегда связаны с каким-нибудь значимым событием отечественной истории. В этом году конференция проходила под девизом «Мы – россияне! У нас общая история для нашего общего будущего» и была посвящена двум знаменательным датам: 1150-летию зарождения российской государственности и 200-летию Отечественной войны 1812 года. Не случайно многие работы юных исследователей посвящены темам, которые так или иначе связаны с историей нашей страны: «Как Кутузов бил французов», (О.Николаев, 4-й кл.), «Шевардинское сражение 1812 г. Победа или поражение?» (Н.Мордашов, А.Сезин, 4-й кл.), «Мой родной район» (М.Мурзинцев, 3-й кл.), «Божества древних славян» (М.Новоселова, 3-й кл.), «Усадьбы А.С.Пушкина» (А.Серафимович, 6-й кл.), «Брянск – город воинской славы» (Н.Зуева, 5-й кл.), «Моя родословная» (Т.Шакиров, 6-й кл.), «Монастыри – сторожи Москвы в 1812 г.» (А.Криволапов, 6-й кл.), «Мой прадедушка А.Богатырев и его путь по Волховскому фронту» (А.Мельницкий, 6-й кл.), «Третьяковская галерея в годы Великой Отечественной войны» (А.Пестинова, 9-й кл.), «Влияние экономики России на политические решения в ходе Отечественной войны 1812 года» (И.Самородских, 9-й кл.), «Их глазами мы видим военную Москву» (Е.Новожилова, 9-й кл.), «Роль Куликовской битвы в формировании патриотизма» (А.Искосков, 9-й кл.), «Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла» (М.Гаджимагомедова, 7-й кл.), «Причины поражения русской армии под Смоленском в 1812 году» (А.Яковлев, 7-й кл.). Так что же такое Родина для наших учеников сегодня? Отвечая на этот вопрос, они говорят: «Наша Родина – это страна, у которой героическое прошлое и большое будущее».Маргарита СОЛОМОНОВА, заместитель директора по воспитательной работе гимназии №1518

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте