search
main
0

Нестандартные стандарты. От проектной деятельности к самоопределению

Дискуссию, развернувшуюся на тему «Нестандартные стандарты, или Чему учить детей?», можно по праву признать одной из важнейших и наиболее продуктивных в рамках VI съезда Всероссийского педагогического собрания. Многочисленному коллективу преподавателей и директоров учебных заведений со всей России удалось обговорить вопросы введения в школах нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и выявить наиболее проблемные места в его реализации.

Как учить детей? Почему новый стандарт говорит не о результатах обучения, а задает условия преподавания? Что такое базовые компетенции? Все эти и множество других вопросов были рассмотрены участниками дискуссионной площадки, посвященной ФГОС.В рамках работы дискуссионной площадки собравшиеся должны были обсудить стандарты образования для начальной, средней и старшей школы и выработать резолюцию по итогам работы. Пристальное внимание собравшихся было сосредоточено на стандартах начального образования, поскольку это уже та область, в которой есть определенные результаты – 15% первоклассников (около 200 тысяч детей) в 189 школах РФ уже успели целый год отучиться в рамках ФГОС.То, что стандарты слишком непростая тема, показала не только яркая дискуссия, иногда переходившая в спор, но и сами результаты работы, которыми решили поделиться педагоги. Среди собравшихся были как те, в чьих школах стандарты уже опробованы и привели к значительным улучшениям, так и те, кто еще не опробовал стандарты и высказывал опасения.Для того чтобы выстроить дискуссию в рамках темы, организаторы площадки подготовили тезисы, выстроенные в определенной логике. Однако стремление выступающих донести свою позицию до собравшихся перекрыло желание организаторов сформировать дискуссию в строгом ключе. Удивительным и замечательным было то, что организаторам даже не приходилось просить участников высказаться. Микрофон буквально переходил из рук в руки. Каждый был готов разбираться, а не замалчивать и ожидать, как дальше сложится ситуация. Именно поэтому дискуссия тут же вышла за рамки темы и обрела собственное русло.Тему дискуссии расширил в своем вступительном слове один из организаторов площадки – заведующий кафедрой прикладной психологии МГУТУ имени К.Г.Разумовского Сергей Кондратьев:- Естественно, что существует некоторое противоречие во взглядах на то, чему учить. Но это не единственный спорный вопрос. У менеджеров, педагогов и психологов всегда возникает вопрос, первостепенно ли понимание того, чему учить, по отношению к тому, кого учить. Действительно, кого мы учим? И зачем мы учим?Структурно работа дискуссионной площадки была поделена на две части. Начало первой было выстроено в интерактивном ключе. Показанный присутствующим мультфильм о внеземной цивилизации, где все одинаковы, равны в знаниях и умениях и каждый день живут по исстари заведенному порядку, вызвал бурное обсуждение.Главный герой мультфильма – ребенок, абсолютно не подчиняющийся общим правилам, свободолюбивый и творческий. Он словно лишняя деталь в отлаженном механизме этого внеземного государства. Взрослые не знают, что с ним делать, он не вписывается ни в какие рамки, поэтому его отсылают за пределы планеты.По окончании мультфильма в зале раздались громкие аплодисменты. Присутствующие поняли утопическую метафору, заложенную не только создателями мультфильма, но и организаторами площадки. Так страшно и опрометчиво с помощью каких-либо рамок формировать из детей не творческих и разносторонних личностей, а смотрящих на мир через свое собственное узкое окошечко одного знания людей. Эту тревожную мысль развила учитель французского языка из Рязани Екатерина Филиппова:- Наш современный мир так негармоничен! Негармоничны мы, наши дети, а все потому, что мы потеряли что-то самое главное, самую суть нашего образования. Я сейчас много думаю о стандартах, которые будут в старшей школе, о профильном образовании. И вспоминаю выражение Козьмы Пруткова о специалисте, уподобленном флюсу. Не воспитаем ли мы такую же неуниверсальную личность и узкого специалиста?Собравшиеся поддержали педагога аплодисментами, понимая, насколько она права в своих опасениях.В президиуме площадки «Нестандартные стандарты…» на этот раз собрались представители профессионального сообщества, действительно болеющие за рациональные преобразования. Это и ректор Тюменского областного государственного института развития регионального образования (ТОГИРРО) Ольга Ройтблат, и ректор Московского городского педагогического университета Виктор Рябов, принимавший непосредственное участие в создании проекта стандартов. Также в зале присутствовала и представитель Министерства образования и науки РФ Лариса Шмелькова.Во вступительном слове Ольга Ройтблат как ведущая дискуссионной площадки пожелала коллегам продуктивного общения и в продолжение всей дискуссии умело направляла ее ход.Честь открыть дискуссионную площадку была предоставлена Виктору Рябову, который счел своим долгом еще раз проговорить историю создания стандартов и их текущее состояние. К такому подходу его подтолкнула – и он не раз это подчеркивал – ужасающая по масштабам непонимания и нежеланию понимать полемика в СМИ и подчас даже в учительском сообществе. Последние обсуждения ФГОС не привели ни к чему, кроме как к размножению слухов, нелепостей о новом стандарте старшей школы. Все это тормозит продуктивную работу экспертов, поскольку им постоянно приходится тратить время на опровержения.- Вы знаете, какая драматическая ситуация развернулась в ходе обсуждения проекта стандарта старшей школы, – напомнил коллегам Рябов. – Многое было препарировано, но не отражало ситуации, которая была изложена в этом стандарте. Наиболее нелепо выглядела сказка о трех обязательных предметах, в состав которых якобы входили физкультура, ОБЖ… В то же время никто и не отрицает, что в стандарте было много проблем. Но на них своевременно указала рабочая группа.Продолжившаяся дискуссия закономерно разворачивалась в двух направлениях – кто-то был недоволен изменениями, встревожен новым и не до конца понимаемым стандартом, кто-то уже был готов твердо отстаивать его положения.Одним из самых обсуждаемых стал вопрос замены объяснительно-иллюстративной системы обучения на развивающую. При этом некоторые педагоги отметили, что в таком ключе стандарты не являются для них чем-то новым, поскольку они и прежде преподавали, активно вовлекая учеников в процесс познания.Однако для тех, кто был приверженцем классических схем и подходов, новые требования могут показаться подчас невыполнимыми. По оценкам собравшихся, в преподавательской среде сложилось три типа отношения к требованиям нового ФГОС. Одна из групп представлена теми, кто преподает уже долгое время и категорически не хочет ничего менять, основываясь на успехе прошлых лет. Вторые возлагают на стандарт слишком большие надежды, а третьи просто опускают руки и впадают в отчаяние. Им кажется, что новый стандарт попирает все их достижения, отрицает все их знания и умения.И действительно, у педагогов есть причины для волнения. С одной стороны, на них давит требование времени внедрить новейшие технологии в процесс образования. С другой стороны, чрезмерное использование интерактивных методов может привести к тому, что ребенок привыкнет к процессу познания как к яркому представлению и опять останется невовлеченным. Заведующая информационно-техническим центром педагогического колледжа города Оренбурга Рита Аитбаева в этой связи подчеркнула:- В новых стандартах ставятся правильные вопросы об умении работать в команде. Ведь наши дети разучились разговаривать. Они привыкли ставить галочки, плюсики в различных тестах, но аргументировать свою позицию они уже не умеют. В рамках нового информационно-коммуникационного подхода мы должны объединить эти процессы, потому что информация без коммуникации обедняет мир ребенка. А представьте себе, что учитель дает урок с использованием всех информационных технологий, мультимедиа… и этот урок опять являет собой театр одного актера, только со спецэффектами. Наши дети опять всего лишь зрители, а не главные герои действа.Однако все эти трудности подстерегают учителя, когда ему есть с чем работать и классы оснащены и компьютерами, и интерактивными досками. А с другой стороны, как можно настраиваться на развивающее обучение, если материальное обеспечение школы не дотягивает до нужного уровня, а до внедрения стандартов осталось всего ничего? Опять получается перекос, но уже совсем в другую сторону.Однако негативные эмоции вскоре сменились вдохновенными рассказами преподавателей о положительном опыте внедрения ФГОС. Некоторым учителям все же посчастливилось работать в школах с хорошей материальной базой, где вопрос реализации стандарта зависит в основном не от наличия техники, а от желания и умений учителя.Интересный пример привела учитель начальных классов средней школы №4 города Муравленко Ямало-Ненецкого автономного округа Ольга Чучелова:- Естественно, есть противоречие между тем, что дает школа и что от нее ожидает общество, – признала она. – Единственное, что смогло нам помочь сгладить эти противоречия, – это федеральный стандарт. У нас все строится ступенчато: в начальной школе мы учим ребенка учиться, в средней школе развиваем авторские наклонности, начинается проектная деятельность, а в старшей школе вырабатывается способность самоопределения. Вся урочная и внеурочная деятельность в школе построена в рамках четырех типов занятий: учебные, лабораторные, проектные и исследовательские.В целом у преподавателей осталось множество приятных впечатлений о работе площадки.- Мне очень нравится то, что мы сегодня делаем, – призналась «Учительской газете» преподаватель химии из Ханты-Мансийского автономного округа Оксана Шенкевич. – Мы дискутируем, поднимаются очень серьезные вопросы. Думаю, все наши предложения услышат и какие-то моменты, на которых мы бы хотели заострить внимание, будут вынесены в резолюцию.Подводя итоги работы площадки, со своей коллегой согласилась и учитель начальных классов из Краснодарского края Елена Головко. В ходе обсуждения она выступила перед собравшимися и заявила о необходимости в первую очередь строить новые школы, которые изначально смогут соответствовать стандарту.- Я вообще не собиралась выступать, но прониклась атмосферой и решилась, – улыбнулась Елена. – Вообще у нас тут все очень интересно. И вы знаете, многие коллеги говорили правильно! Но поскольку душа лежит к начальному образованию, я больше сосредотачивалась на том, что говорили в этой области.Результатом работы площадки стало не только живое и продуктивное общение преподавательского сообщества, но и резолюция, объединившая все ценные замечания педагогов. Туда вошли предложения и по оптимизации стандартов в части содержания курсов, и по совершенствованию языка самого стандарта.Из резолюции дискуссионной площадки «Нестандартные стандарты, или Чему учить детей?»1. Разработать положение о Всероссийском конкурсе учебных, образовательных, коррекционно-развивающих программ, разработанных на основе стандартов нового поколения и реализуемых в системе общего образования (30 октября 2011 г.).2. Провести в марте-апреле 2012 года совместно с ВПП «Единая Россия» Всероссийский конкурс учебных, образовательных, коррекционно-развивающих программ, реализуемых в системе начального, основного, среднего полного образования.3. Разработать положение о Всероссийском конкурсе «Школа: путевка в жизнь» (30 октября 2011 г.).4. Провести совместно с «Учительской газетой» Всероссийский конкурс журналистов на лучший материал о школьном психологе (психологической службе учебного учреждения) и школьных психологов о работе с детьми, учителями и др., о собственном пути в профессии.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте