Одна из важнейших задач в работе с одаренным ребенком – выявление интеллектуальных и творческих способностей детей.
Согласно рабочей Концепции одаренности, разработанной группой авторов во главе с Д.Богоявленской, «одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности». Принято говорить об актуальной и потенциальной одаренности. Под актуальной одаренностью понимают психологическую характеристику ребенка с достигнутыми показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами. Такие дети быстрее остальных справляются с заданиями повышенной сложности, имеют быструю реакцию, отличаются хорошей речью и нестандартным мышлением, при этом ребенок не обязательно демонстрирует высокий уровень способностей только при обучении, он может проявлять одаренность в различных других видах деятельности.Под потенциальной одаренностью понимают психологическую характеристику ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в настоящее время в силу их функциональной недостаточности. В современной психологической и педагогической практике существует масса различных методик, позволяющих выявлять различные составляющие способностей ребенка. Опытный учитель часто самостоятельно, без применения различных диагностических процедур может выявить наиболее интеллектуально развитого и мотивированного к процессу обучения ребенка, так как учащиеся с актуальной одаренностью отличаются: опережением в овладении знаний; прочным усвоением полученных знаний; умением применять полученные знания на практике; любознательностью; самостоятельностью в решении задач и принятии решений; стремлением контактировать с более интеллектуально развитыми сверстниками и взрослыми людьми; ответы отличаются неожиданными, нестандартными умозаключениями; отличаются прочной долговременной памятью.Для выявления таких одаренных детей диагностические методики педагогу могут и не понадобиться, так как их одаренность очевидна. Однако развитие потенциала одаренности может сдерживаться неблагоприятными причинами, среди которых трудные семейные обстоятельства, недостаточная мотивация, отсутствие необходимой образовательной среды. Для того чтобы помочь проявить и развить потенциал ребенка, педагогу необходимо исследовать на одаренность детей, у которых очевидные характеристики одаренности не проявляются. И здесь лучше не доверять учительскому «чутью», так как достаточно большое количество всемирно известных гениев не были своевременно замечены своими педагогами. Одаренным ребенком быть далеко не просто. Эти дети остро переживают свою неуспешность, неудовлетворенность обучением, отсутствие к ним должного внимания и др. С введением новых ФГОС обучение одаренных детей тоже изменилось. Если раньше детей нужно было просто обучить знаниям, умениям и навыкам, записанным в стандартах, то сейчас от учителя потребуется нечто большее. Новые ФГОС, безусловно, предоставляют одаренным детям большие возможности для самореализации, так как в значительной степени повышается учебная самостоятельность детей, а сформированные универсальные умения дают таким детям новые возможности для самореализации в постижении нового. Однако, несмотря на это, у педагогов при обучении одаренных детей все равно могут возникнуть трудности, например, педагог может столкнуться с ситуациями, которые необходимо будет разрешать исходя из понимания особенностей конкретного одаренного ребенка.- Не всегда дети, одаренные в определенной области, могут успешно обучаться в условиях массовой школы, нацеленной на формирование универсальных учебных умений. – Одаренный ребенок может иметь иные, чем другие дети в классе, ценностно-смысловые установки. Например, ему нравится видеть себя успешным и не нравится понимать, что у него что-то не получается, ему хочется изучать математику, но он совсем не любит физкультуру.- При формировании личностных качеств учащихся педагог может столкнуться с индивидуальными особенностями ребенка, противоречащими требованиям нового стандарта образования.- Стараясь создать условия для успешности каждого ребенка, педагоги нередко выбирают посильный образовательный уровень для большинства учащихся в классе, думая, что он подходит и для одаренных детей.- Одаренные дети нередко достаточно критично относятся к достижениям других детей, чем вызывают недовольство по отношению к себе.Эти педагогические проблемы далеко не полностью исчерпывают все возможные ситуации, которые могут возникнуть в работе с одаренными детьми. В настоящее время педагоги в большей степени обращают внимание на реализацию новых подходов в образовании, прописанных ФГОС, отчасти забывая об индивидуализации познавательного процесса, и в частности о систематической работе с талантливыми детьми. Но не случайно известная пословица гласит, что «талантам нужно помогать…»: эти дети, несмотря на свои таланты, нуждаются в сопровождающем обучении.Мы говорим о сопровождении в большей мере, чем об обучении такого ребенка ввиду того, что одаренные дети имеют не только особенные характеристики, но и способны стать соавторами своего образования, если педагог сможет создать для этого соответствующие педагогические условия. Компетентный педагог призван создавать такие педагогические условия, при которых дети с такими характеристиками, смогут полноценно и посильно реализовывать свои образовательные потребности, осваивать различные учебные роли, становиться помощниками учителя, научиться самоорганизации и управлению теми своими особенностями, которые сделают из талантливого ребенка ребенка организованного и коммуникабельного. Роман ФАНДО, директор школы №197
Комментарии