Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Нестандартная деятельность в рамках стандарта

УГ - Москва, №25 от 18 июня 2013. Читать номер
Автор:

​Сегодня каждый из нас понимает, что модернизация содержания образования, то новое, что обозначено в новых ФГОС, – это требования времени, связанные не только с особенностями развития нашего общества, но и с изменениями в личностях современных школьников.

Для учителей и первоклассников нашей школы, вошедшей в число пилотных образовательных учреждений Москвы, ФГОС стал реальностью с 1 сентября 2010 года. Впервые были предъявлены требования не только к результату освоения образовательной программы, но и к условиям его реализации: материально-техническим, кадровым, финансовым, методическим, управленческим и иным, включающим требования к информационно-образовательной среде образовательного учреждения. Для реализации новых целей и задач стало необходимым требованием создание новой образовательной среды.Образовательная среда учреждения, включающая информационные ресурсы, современные средства обучения, организационно-экономические и финансовые механизмы, кадровое обеспечение, методическую поддержку педагогов, систему педагогических технологий, взаимодействие всех участников образовательного процесса, позволяет обеспечить эффективность реализации ФГОС.Важны все составляющие новой образовательной среды, но главная фигура, без которой невозможна никакая модернизация, – учитель, ведь качество, эффективность освоения стандарта находятся в прямой зависимости от его готовности к решению этой задачи.Современной школе нужны новые педагоги, глубоко знающие свой предмет, владеющие разнообразными методическими средствами, имеющие основательную психолого-педагогическую подготовку, умеющие искренне сотрудничать с детьми. Да и сам переход на работу в условиях современных стандартов требует от учителя принципиально иных подходов к характеру обучения, построению и организации всего учебно-воспитательного процесса и к роли самого учителя в этом процессе.А готов ли учитель изменить свою позицию относительно ребенка с источника знаний на консультанта, равноправного с учеником участника образовательного процесса? Готов ли он профессионально работать в соответствии с требованиями ФГОС? Готов ли учитель к изменениям в своей образовательной деятельности?Сразу возникают проблемы:    противоречие между новыми государственными требованиями к уровню профессиональной компетентности педагогов и реально сформированными профессиональными компетенциями;    инертность, нежелание некоторых учителей что-то изменять в педагогической деятельности, профессиональное выгорание;    непонимание необходимости углубления, расширения знаний учителей, нужных для реализации ФГОС.Нам кажется, истоки всех проблем в том, что по новым стандартам стали работать учителя с уже ранее сложившейся вполне успешной, результативной системой образовательной деятельности. Естественно, многие из них не видят для себя смысла в необходимости что-то менять.Стандартами указано, что в системе образования должны быть созданы условия для оказания постоянной научно-теоретической, методической, информационной поддержки педагогов по реализации образовательных программ, использования инновационного опыта других образовательных учреждений, проведения комплексных мониторинговых исследований результатов образовательной деятельности, эффективности инноваций.На окружном уровне через модульные курсы повышения квалификации, практико-ориентированные семинары, круглые столы, мастер-классы, индивидуальные консультации окружных методистов создают условия для повышения профессиональной компетентности учителей в соответствии с требованиями новых ФГОС. Но, исходя из опыта работы нашей школы, многим учителям в связи с необходимостью работать в соответствии с новыми задачами практически ежедневно требуется перестраивать свою многолетнюю педагогическую практику. Не так быстро и легко, как того хотелось бы, они осваивают новые средства обучения и современные образовательные технологии. Для применения того же системно-деятельностного подхода в образовательном процессе, для работы в информационном пространстве надо много времени, усилий, необходимо оперативно решать те или иные методические проблемы, возникающие непосредственно в ходе урока. В соответствии с этим, несомненно, возрастает роль методической поддержки деятельности педагогов на школьном уровне.Организуя на школьном уровне научно-методическое сопровождение учителей в соответствии с требованиями ФГОС, мы планируем свою деятельность по трем основным направлениям:    обеспечение подготовки учителей к переходу на ФГОС;    обучение учителей требованиям системно-деятельностного подхода;    изучение, обобщение опыта работы учителей по использованию современных технологий в образовательном процессе, прежде всего – системно-деятельностного подхода.В соответствии с этими основными направлениями мы ведем кропотливую ежедневную индивидуально-групповую работу по разъяснению особенностей новых стандартов, ознакомлению с современными технологиями, сопровождающими их внедрение; собираем по крупицам первый опыт их практической реализации и достигнутых при этом личностных, метапредметных и предметных результатов.Уже сейчас можно отметить изменения в системе методической службы школы, связанные с появлением новых форм педагогического взаимодействия, сформированных на основе личного выбора, обусловленного интересами саморазвития учителей в условиях реализации ФГОС. Пример одной из наиболее интересных, на наш взгляд, и результативных форм такого взаимодействия – совместная подготовка и проведение открытых уроков. Такую форму работы мы считаем особо результативной: открытый урок не просто создает один учитель, он активно обсуждается коллегами, дополняется и совершенствуется, каждый раз в него привносится что-то новое. Таким образом, уже подготовительная работа к открытому уроку превращается в эффективную форму повышения квалификации, в совместный творческий поиск. В 1-м полугодии 2012-2013 учебного года мы провели восемь таких уроков, из них пять – учителя начальной школы, реализующие ФГОС.В связи с тем, что учителя начальных классов уже накопили определенный опыт использования системно-деятельностного подхода в образовательном процессе, мы стараемся использовать его и в основной школе. Для этого практикуем совместную подготовку (учителями начальной и средней школы) открытых мероприятий по обмену опытом работы: круглые столы, мастер-классы, семинары. Такая форма работы оказывается очень результативной, так как в методическом плане происходит педагогическое взаимодействие учителей начальной и средней школы.О конкретных достижениях в нашей деятельности как стажерской площадки по внедрению ФГОС говорить пока еще преждевременно. Сегодня мы только собираем информацию, анализируем ее, выявляем проблемы, ставим задачи, ищем пути и делаем первые шаги к их решению. Но уже сейчас, только начав эту деятельность, ощущаем острую проблему в создании факторов, которые разбудили бы инициативу снизу. Для этого нужен учитель, любящий детей настолько, чтобы позволить им открывать новое, неизвестное, чтобы они смогли впоследствии взять на себя миссию обновления нашего общества.Е.УДАЛОВА, заместитель директора по УВР школы №419;С.ИВАНЧЕНКО, заместитель директора по УВР школы №419


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту