search
main
0

Несостоявшееся рукопожатие Что же мы празднуем на Неделе славянской письменности и культуры?

Истоки
Празднование Дней памяти св. равноапостольных Кирилла и Мефодия проходит в Москве, начиная с мая 1991 года. 10-летний юбилей – самое время обратиться к истокам.
Праздник пришел к нам из Болгарии, где 24 мая отмечалось тремя способами: как религиозное действо, как научный форум и как всенародное торжество… Чтобы быть жизненным, праздник как день славянских идей должен быть пронизан четырьмя элементами: личностью, семьей, нацией, человечеством. В основу его “следует заложить ориентацию на молодую личность, которую еще предстоит воспитывать, обучать, просвещать”, – говорит директор Болгарского культурно-информационного центра в Москве Чавдар Добрев.
С первого дня своей деятельности в столице Международный фонд славянской письменности и культуры избрал стратегическим направлением культурно-просветительскую благотворительность. Именно Фонд стал инициатором включения в программу Праздника многообразных мероприятий, направленных на поддержку тех школ, гимназий, лицеев, которые работают и предполагают работать по программам, отвечающим задачам Фонда: развитие славянской культуры и письменности, фольклора, народных промыслов, ремесел, изучение духовных основ православия. Идея же педагогической конференции в рамках Всесоюзного Славянского Хода возникла у преподавателей московских гимназий и была активно поддержана Московским департаментом образования при полном понимании и поддержке Московского правительства.

Цели
Конференция поставила перед участниками – учителями России, Украины, Белоруссии – такие цели:
– возродить культурные традиции славян в школьных коллективах;
– выявить необходимость обеспечения школ, гимназий и лицеев, проявляющих интерес к изучению славянской культуры, печатными и наглядными пособиями;
– обменяться опытом работы, наметить пути взаимодействия творческих объединений;
– укрепить и развить новые взаимообогащающие связи нашей страны со славянскими и другими странами мира, проявляющими интерес к духовному возрождению России, ее культуре и образованию.
Получили ли российские, украинские, белорусские школы ожидаемый эффект? Какие выводы сделали для себя инициаторы и устроители конференции?
Вывод первый и основной: Праздник должен стать ежегодным и всенародным, в нем постепенно должна усиливаться просветительская тенденция. Главным местом его проведения должна стать школа, а главными действующими лицами – дети, их родители и учителя.
Вывод второй: необходимо усилить международные культурно-просветительские контакты, расширить их диапазон, раздвигать их рамки до мирового культурного процесса, в котором славянская культура и письменность займут свое законное место.
Вывод третий: возникшие во время подготовки и проведения Праздника связи участников должны перерасти в постоянно действующие на основе обмена опытом и практическими находками в некую систему новых форм повышения квалификации учителей, объединенных идеей возрождения общеславянской и русской культуры.
Вывод четвертый: усилия Православной церкви, педагогической общественности и органов народного образования в работе по закладке фундамента под новое здание российского просвещения не могут разделяться, локализироваться.
И наконец, подготовку к следующему празднованию Недели нужно начинать сразу же после подведения итогов прошедшего этапа, формируя идейные и организационно-практические основы на предстоящий год. Организатором этой работы должны стать государственные органы управления образованием и культурой. (Напомним, что эти выводы были сделаны организаторами первой педагогической конференции в сборнике “Звено единения” в 1991 году).
Не образовывать,
а просвещать
Чего же мы достигли за десятилетний период развития Праздника на российской земле?
Удалось ли “пронизать весь этот важный для просвещения процесс четырьмя элементами”, завещанными нам болгарскими просветителями? Стал ли у нас этот Праздник “любимым и всенародным, соединяющим детей, родителей и педагогов”?
Если просто бросить взгляд на программу Праздника 2001 года (с 17 мая по 1 июня), то сразу же увидим, что его “просветительская сущность” почти никак не проявлена. И если религиозная его сущность и научно-философский аспект выражены явно и весьма весомо, то общественно-педагогическая линия как бы идет в обход школы.
Научный аспект развития славянских идей в наше сложнейшее и нестабильное время также весьма успешно и последовательно развивается и приобретает все более и более проявленные глубину и вес благодаря постоянным и систематическим усилиям Государственной академии славянской культуры под руководством ректора проф. И. Кучмаевой. Подготовку к Празднику научно-педагогический коллектив ГАСК начал еще в январе 2001 года, блестяще организовав и проведя Международную ассамблею ректоров славянских университетов и духовных учебных заведений. Там был создан Международный славянский клуб, который явил себя как “творческая научная лаборатория, и центр постижения высоких духовных истин, и демократический гражданский форум, и фестиваль искусств”.
Действия этого Международного славянского клуба не замедлили проявиться в разработке и реализации программы праздничных мероприятий, научно-практической конференции “Культурное наследие славян и проблема неоязычества” (в Свято-Даниловом монастыре) и на Международном симпозиуме “Проблемы славянского мира на современном этапе” (в Московской мэрии).
В числе учредителей всех этих мероприятий, кроме традиционных и неизменных Правительства Москвы, Московской патриархии и Славянского фонда России, и администрация Президента РФ.
Не имея возможности сделать даже беглый обзор всех составляющих программы, мы остановим свое внимание только на научно-практической конференции, проходившей 28 мая в Свято-Даниловом монастыре. Открывшие конференцию митрополит Солнечногорский Сергий и ректор ГАСК проф. И. Кучмаева поставили перед докладчиками и слушателями весьма актуальную задачу: вскрыть истинную сущность и природу неоязычества, ловко притворяющегося христианством.
Из доклада проф. ГАСК М. Громова “Феномен язычества в историческом и современном аспектах” явствовало, что “коммунистическая вера”, опирающаяся на фетишизацию тварного мира и “разумную силу нового человека”, продолжает яростно бороться с христианством. Перед учеными стоит неотложная задача: правильно оценить сосуществующие в современном российском обществе типы мировоззрения – коренное языческое, христианское и коммунистическое – “троеверие” и выработать основы для формирования современного христианского мировоззрения. Но вопрос в том, кто будет это делать. Есть ли в современном российском обществе культурные и интеллектуальные силы, способные выполнить эти глобальные задачи? Дело в том, что ждать мы не можем.
Еще более резко были поставлены эти вопросы в аспекте национальной безопасности в докладе проф. В. Расторгуева, члена Президентского совета. Он показал, как через пропитанные неоязычеством СМИ, взявшие на вооружение игровые формы воздействия на массовое сознание, идет планомерная работа по созданию замкнутых преступных сообществ, сект. Здесь полностью подавляется личность во имя этого сообщества и его вождя.
И наиболее благоприятная почва для этого яростного наступления на российское информационное пространство – полнейшее отсутствие национальной информационной политики.
Так откуда же нам сегодня ждать спасения? Что в этих условиях делать русским школам, учителям? Кто объединит разрозненные усилия энтузиастов-одиночек?
На многочасовой конференции прозвучал лишь один голос человека, нашедшего практические пути преодоления современных проявлений язычества. И тот принадлежал юному (на вид не более 25 лет) священнику из Клинского прихода Московской области о. Тихону Полянскому.
А где же школа? Где администрации района, области? Где общество?! А оно не живет, а “выживает”, не осознавая надвигающейся опасности, только сжимаясь от страха за своих детей, когда смотрит по телевизору ужастики.
Мы даже не заметили, как из подвижников-просветителей потихоньку превратились в жалких “образованцев”. И министерство у нас теперь не просвещения, а образования… Думается, не так просто произошла эта лингвистическая замена. Ведь Кирилл и Мефодий пришли к славянам не “образовывать”, а просвещать. Они принесли им не мертвые буквы, а живую воду христианского учения, написанного славянской азбукой.
Завершая свое обозрение Недели славянской письменности и культуры, мы с грустью констатируем, что учительная ее линия не только не получила за прошедшие 10 лет развития, но, напротив, потеряла уже набранную на предыдущих этапах силу, увяла, не успев расцвести.
Однако, хотя никто в государственном масштабе не занимается ее “ориентацией на молодую личность, которую предстоит воспитывать, просвещать, обучать”, в самом учительском российском сообществе идет подспудная кропотливая работа. То тут, то там, пусть в локально-местном масштабе, но вспыхивает огонек Кирилло-Мефодиевских чтений (Институт русского языка им. Пушкина – 17 мая), Праздник русского языка для детей и педагогов, организованный Центральным округом Москвы на основе созданной им экспериментальной площадки “Пушкинское слово”. Проводятся конкурсы чтецов и творческих работ… Но все эти весьма полезные и интересные для школьников и их родителей мероприятия идут вне общей программы, как бы в стороне от большой дороги, растут сами по себе, без помощи и поддержки, даже информационной.
Не пора ли, хоть в ХХI веке, проснуться и занять то место, которое нам определили великие просветители славян – Кирилл и Мефодий?!

Софья ИВАНОВА,
Елена КОМАРОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте