search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Дистанционное обучение в школах, «Высшая лига» учителей года, отмена ЕГЭ - новости образования Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой ОГЭ по русскому языку: как пройти итоговое собеседование Ситуация с 9-летней студенткой МГУ Алисой Тепляковой вновь привлекла внимание общественности Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей Тайный дневник, 1900 км, 600 человек: девятые сутки под Волгоградом ищут пропавшую школьницу Международный день объятий, который отмечают 21 января, – праздник не новый, ему 35 лет

Неслучайные совпадения

Петрозаводская школа №36 отмечает 60‑летие

Знакомство с Еленой ВАЙНИК началось для меня со Всероссийского конкурса «Сквозные образовательные траектории» (СОТ), финал которого в середине октября состоялся в Ялте в рамках Всероссийского форума СОТ-2021. Елена Юрьевна представляла школу, директором которой является, и вошла в число 72 финалистов с проектом «Создание и тиражирование модели эффективного взаимодействия школы и субъектов социально-экономической деятельности на основе менторства в рамках проекта «Шефство по-новому в «Мастерской прошлого».

– О всероссийском конкурсе я узнала в соцсетях минувшим летом, – рассказывает Елена Вайник. – Вникла в положение, оказалось, что все просто и прозрачно. Подобного я никогда не видела. Предлагался шаблон, нужно было лишь оформить проектную заявку. Я поняла, что есть интересная задумка, и решила попробовать. Помогали команда школы и Наталья Абрамова, руководитель благотворительного фонда «Открытые возможности». Моя идея была о сотрудничестве школы с теми, кого раньше мы называли шефами, то есть социальными партнерами. Сегодня школе одной не выжить. Как найти социальных партнеров? Мы не особо интересны предприятиям и организациям, которые могли бы школам помогать. Нужно искать что-то такое, чем мы могли бы их заинтересовать, точки совместного развития. Об этом и был мой проект.

– Правильно ли я поняла, что, по сути, участие в конкурсе стало для вас повышением квалификации?

– Совершенно верно, с первых минут включение в работу конкурса в Ялте стало для меня именно этим. Нас сразу разделили на команды. Внутри каждой группы мы были вроде бы конкурентами, но работа так увлекла и захватила, что соперничества не чувствовалось. Это были насыщенные дни, полные событий, общения, обсуждений. После подобного движа мне теперь кажется, что нужно в корне менять систему профессионального развития педагогов. Все говорят о soft skills и hard skills. В Ялте я услышала о self skills. Учителю сегодня необходимо быть интересным, уметь себя преподнести, знать, как создать востребованный контент. Наши педагоги, к сожалению, не умеют себя презентовать. В этом они проигрывают детям. Когда дети выкладывают видео в соцсети и набирают лайки, взрослому непонятно не только то, как это правильно делать, но и то, зачем это нужно.

– Многие учителя не всегда представляют, какой потенциал у геймификации образования…

– В рамках этого же форума было организовано микрообучение по программе «Личная эффективность педагога» через чат-бот. В Телеграм-канале ежедневно мне приходили видеоуроки или воркшопы, после просмотра – задания к ним. Там было как раз много того, что относится к self-компетенциям. Я начала обучаться в Ялте, продолжила дома. За каждое выполненное задание получала определенное количество звездочек. Это соревнование с самим собой – смогу ли я дойти до минимума звездочек или наберу больше, это интересно, это мотивирует. Мы взрослые, но в душе все равно остаемся детьми. Так и на самом форуме: кейсы, батлы, соревновательность команд. Это тоже элементы геймификации, которые делали процесс интересным.

– Елена Юрьевна, говорят, что обучать может и среда. Так было в Ялте?

– Мы приехали из разных регионов и довольно сильно отличались по уровню образования и статусу. Учителя, воспитатели, тьюторы, руководители, методисты, эксперты институтов повышения квалификации, представители федеральных и региональных органов управления образованием. Получается, что это хорошо, когда разные люди оказываются в одной команде и решают одну задачу. Когда ты много лет занимаешься одним и тем же, нюансы стираются, ты начинаешь мыслить шаблонно. В обсуждении же, напротив, рождалось совершенно новое концептуальное решение. Любой человек мог спокойно высказаться, не боясь услышать: «Тебе, что, больше всех надо?» или: «А что это за глупая идея?». Люди свободно высказывались, предлагали свои идеи, каждое мнение обсуждалось, мы беспрепятственно общались с экспертами из Минпросвещения России или Высшей школы экономики. Многие говорили, что оказались в среде единомышленников, которым не все равно. На форум приехали люди, не равнодушные к проблемам образования, те, кому интересно развиваться, делиться опытом, придумывать и продвигать новые, нестандартные идеи, педагоги, готовые слышать друг друга, и все они были приняты и услышаны.

– Елена Юрьевна, какой он для вас, директор XXI века?

– Неугомонный, небезразличный, делегирующий полномочия. Тот, кто развивается сам и помогает развиваться коллегам. Уверена, руководителю нельзя говорить, что школа – это мой монастырь, нельзя делать школу закрытой и, устанавливая в ней свои порядки, не интересоваться опытом других учреждений. Время, когда подобный стиль руководства школой был возможен, ушло. Теперь на таких принципах школа долго не продержится, она не будет интересна социуму. Стабильности в нашей жизни все меньше, и школа должна готовить своих учеников к тому, чтобы их не пугали изменения. Поэтому и школа должна меняться. А руководитель должен уметь быстро реагировать на все изменения. Это непросто, но очень важно.

– Кто вам помогает быть в тонусе?

– Семья, конечно. Коллеги. Без команды ничего не сделаешь!

– Вы активно пользуетесь соцсетями. Почему считаете это пространство перспективным?

– Потому что дети живут в нем! Как же можно не быть там, где те, кого ты учишь, воспитываешь, с кем работаешь?..

– С какими проблемами сегодня сталкиваются учителя?

– Усталость. Казалось бы, мы пережили уже дистанционное обучение, к которому были не готовы. В этом учебном году массового дистанта нет, иногда выходят один-два класса на карантин, но многие коллеги отмечают, что, отработав всего одну четверть, сил у них не осталось. Педагоги, по-моему, подавлены из-за напряжения времени. Порядок разведения потоков, закрепление детей за кабинетами, когда учителям приходится переходить из класса в класс, нося с собой тетради, раздаточные и наглядные материалы, параллельная подготовка к очным и дистанционным урокам. Коллегам не хватает времени, они не готовы взять дополнительную нагрузку, а кадровый вопрос стоит очень остро, так как есть незакрытые вакансии, у многих педагогов нагрузка большая. Наверное, в нашей новой реальности важно обучать тайм-менеджменту, потому что, к сожалению, не все педагоги умеют планировать собственное время. Например, когда начался дистант, многие учителя с головой ушли в работу в соцсетях, не все использовали ресурсы, которые могли бы помочь в обучении детей. Некоторые педагоги предпочитали проверять фотографии присланных работ и не использовали возможности приложений, сервисов и платформ, которые облегчают работу учителя. Например, сервис Грамота.ру, где можно проверить грамматику и орфографию, задать вопрос онлайн и выполнить задания на усвоение материала, платформа Online Test Pad, которая позволяет проводить тестирование учащихся.

– Какие перспективы вы видите в развитии образовательной организации сегодня?

– Перспективы в том, чтобы школа развивалась и была готова идти в ногу со временем, чтобы внедрялись инновации, но при этом не утрачивались лучшие школьные традиции. Перспективы у школы будут только в случае расширения ее взаимодействия и сотрудничества с социальными партнерами. К примеру, мы совместно с благотворительным фондом «Открытые возможности» подали два проекта на грантовую поддержку. Она нужна, для того чтобы продолжить работу по сохранению традиционных ценностей, развивать наши школьные мастерские, на базе которых запланировано создание карельского образовательного центра народных ремесел «Мастерская прошлого». Планируем расширение функционала мастерской – учить школьников не только изготавливать кантеле (струнный щипковый инструмент карелов, вепсов, финнов, ингерманландцев. – Прим. ред.), но и другую сувенирную продукцию. Грустно, когда кабинеты технологи в некоторых школах превращаются в гимнастические залы или обычные учебные кабинеты. Мы бы хотели сохранить наши мастерские и кабинеты технологии с учетом новых подходов к преподаванию предмета «Технология», с тем чтобы сделать уклон на сохранение традиционной карельской культуры.

– В чем вам помогло участие в конкурсе СОТ?

– Я получила подтверждение того, что наши идеи о необходимости расширения партнерских связей школы с субъектами социально-экономических отношений действительно важны для развития образовательного учреждения. Увидела, что в стране есть в этом направлении успешный опыт. На днях в онлайн-формате состоялось знакомство педагогического коллектива нашей школы с проектной командой педагогов гимназии №5. Предварительно о такой возможности и о совместной деятельности мы договорились с директором этого образовательного учреждения, познакомившись на форуме в Ялте. И это один из важных результатов этого события. Во время виртуального знакомства чебоксарские учителя рассказали о своей образовательной организации, о том, что у них реализуется программа технологического обучения «Школьный завод», где ученики осваивают принципы работы на современном технологическом оборудовании. Мы презентовали видеоролик о школьной жизни, своего рода визитку нашей школы. В результате знакомства коллективы обсудили возможные направления совместной работы, оформили проект «дорожной карты» дальнейшего сотрудничества. С Инной Исаевой, директором чебоксарской гимназии, мы договорились о заключении партнерского соглашения о сетевом взаимодействии. Уверена, в жизни ничего не происходит случайно. Кстати, начало нашей дружбы выпало на юбилейный для школ год: 15 лет отмечает в 2021 году гимназия №5 Чебоксар, 60 лет в этом году исполняется школе №36 Петрозаводска. Надеемся, что это не просто совпадение и наше сотрудничество будет плодотворным!

Мария ГОЛУБЕВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте