search
main
0

Неслучайная комбинация,. или Камертон Марии Комлевой

К​азалось бы, все складывалось гладко и удачно – в назначенный час в кабинете директора школы №199 началась беседа, рассказы о школьных традициях и буднях, основах и принципах, потом хозяйка кабинета Мария Андреевна Комлева отлучилась на заранее запланированные встречи с учениками, учителями и на другие неизбежные в ее немалом хозяйстве мероприятия, а ко мне, точно по расписанию, в свободный от урока час пришли вначале заместитель директора по научной работе, потом заместитель по воспитательной работе, потом на переменах заглянули педагоги разных классов – и те, что работают много десятилетий, и те, что еще недавно были выпускниками школы, а теперь вот уже сами пришли преподавать в родные стены. Все это было просто и четко – они приходили, рассказывали о своей сфере деятельности, о школе, о том, чем живут здесь дети и педагоги, о последних событиях и событиях планируемых, о том, какие альманахи, семинары, конференции, походы, выезды, выступления, научные сессии и театральные, и танцевальные, и спортивные мероприятия, и конкурсы, и турниры ждут их и завтра, и через неделю, а потом и месяц, и на учебный год вперед, а я едва успевала переворачивать страницы в блокноте, записывая основные вехи деятельности здешних обитателей от мала до велика, и постепенно ощущение паники начало накрывать меня с головой.

Большинству других школ хватит одного такого мероприятия, чтобы о нем рассказывать и показывать его итоги всем желающим долгое время, а здесь все эти многочисленные события просто часть обычного учебно-воспитательного процесса, который давно принят и педагогами, и детьми. Как, например, деятельность школьной академии наук, структура которой с президентом, вице-президентом, координаторами и секциями схожа с академиями взрослыми, вот только в школе главные лица – ученики. Секции точных и естественных, гуманитарных, социальных наук возглавляют по двое – взрослый и ученик, они в своих секциях организуют выбор тем в начале года, над которыми будут работать ребята. Курируют все проекты представители научных институтов, весь год проходят семинары, мастер-классы, совместные обсуждения. Потом во всех секциях проводится предзащита работ, где дают рекомендации, поправки, а уж весной на выездной сессии, в подмосковном отдалении собираются светила из научных институтов, чтобы оценить все представленные учениками работы, выставить свои баллы, подвести итоги, провести ролевые игры, запланировать новые исследования по намеченным темам. В постоянном ежегодном расписании еще школьный фестиваль наук с уроками – играми, интеллектуальными соревнованиями между классами, с оригинальными конкурсами, каждый раз новыми, как, например, один из прошлогодних, «Дверь в науку», когда каждый класс выбирал науку, придумывал афоризм, украшал соответственно свою дверь, а потом еще долго не хотел снимать украшение – так проникся защитой своей идеи каждый. А еще в расписании дни науки по физике, математике, информатике, естественным наукам, лингвистике и языкознанию. И игра «Наукоград», когда средние и старшие классы готовят праздники науки для младших классов, создавая в каждом классе свои города – химии, физики, литературы, придумывая для переходящих из города в город малышей интересные ролевые игры и интересные исследования, к примеру о мыльных пузырях – что говорят об этом физики, что за явление, из чего происходит, как получается. Вы не знаете? Заходите в Наукоград – помимо секретов мыльных пузырей узнаете и множество других секретов из разных научных областей. Творят, выдумывают, создают, эскпериментируют здесь уже не первое десятилетие, а вот документально закрепить свои научные изыскания ученики смогли несколько лет назад, когда начали создавать и выпускать сборник учебно-исследовательских работ школьной академии наук, в котором каждый рассказывает о своем исследовании. Десятиклассник рассказывает о проекте, связанном с нанотехнологиями в медицине, девятиклассник прививает томаты на картофель и прилагает фотографии урожая, восьми- и шестиклассники дают диаграммы по теме выявления веществ, улучшающих прорастание растений, а вообще в оглавлении много десятков авторов с исследованиями в области Интернета, питания, невербальных способов выражения авторской позиции или характера литературных героев, политической карикатуры, взаимовлияния культур, состава энергетических напитков или влияния французской архитектуры на развитие архитектуры российской. Впереди еще издание новых томов «Ученых записок», ведь подрастают новые авторы, идут новые исследования, а передо мной вырастает очередная стопа изданного творчества здешних школьников. На этот раз это литературный альманах «Пьеро», который выходит раз в год, и вот уже в двадцатый раз, и уже не первый состав художников, поэтов, верстальщиков, авторов рассказов, эссе, поэм и заметок о жизни, школе, себе и мире вокруг покидает стены школы, а родоначальник альманаха учитель русской литературы и языка Галина Полонская остается и продолжает начатое дело, поставив давным-давно цели развития творческого мышления, которое, как и само творчество, помогает выработать сопротивление к любым повседневным проблемам, умение извлекать уроки из самых сложных ситуаций, посмеяться над трудностями, увидеть свет в конце тоннеля и показать его другим, а главное – вырастить личностью, синтезируя в школьные годы урочную и внеурочную деятельность, объединяя единомышленников от девяти лет и до семнадцати, а также родителей, учителей, друзей и всех сочувствующих. За годы взросления «Пьеро» обзавелся новым изданием под именем «Коломбина», и оно тоже ложится на стол рядом со мной, а вслед за ним и новостной журнал «Словесин», и издания для младших – «Словесинчик» и «Словесенок». В довесок – рассказ о литературном клубе «Улитка в кайфе», что может быть прочитано и просто как Литкафе, где и впрямь встречаются те, кто готов говорить о литературе, читать стихи, петь под гитару, ну или просто пить чай со сладостями. Короче, по здешнему определению «Улитка» – это праздник, который длится столько времени, сколько хватает на то, чтобы получить удовольствие, но не успеть к нему привыкнуть». А мне, кажется, так и не привыкнуть к наполненности и темпам здешней событийной действительности, где рассказ о работе турклуба, проведшего много путешествий и походов по самым интересным заповедным местам страны, сменяется рассказом о литературных турнирах, которые проводят учителя-историки, создавшие свое методобъединение. А рассказ об уроках Мужества и днях воинской славы, где в каждый класс приходят Герои России, сменяется рассказом о благотворительной деятельности учеников, которые и детдомам помогают, и больных детей своим вниманием не обделяют, и День пожилых людей не забывают. За рассказами о школьном ученическом совете, который внес в начале года 24 предложения по проведению праздников, конкурсов, турниров и театральных постановок, и о спортивных секциях и оборудованных спортплощадках мы чуть было не забыли о танцевальном ансамбле младшеклассников «Радость», цель которого – ввести в мир танца, научить пластике, культуре движения, а заодно и выступать на любых столичных сценах, сниматься на телевидении и участвовать в международных конкурсах. Я готовлю блокнот и записываю в него названия десятка институтов Российской академии наук, сотрудники которых со школой постоянно участвуют и в работе школьной академии, и в научной жизни школы, с информационной доски получаю все данные о дополнительном образовании в этой школе. Список длится и длится. Рок-ансамбль, в который был отбор, но попали в результате все желающие. «Мировая музыкальная культура», которая подразумевает уроки вокала и постановку мюзиклов. «Краеведение», которое плавно перерастает в английский клуб с изучением языка, истории англоязычных стран, их культуры. «Пешеходный туризм», который постоянно пополняется новыми любителями путешествий, равно как и старыми, которые когда-то ходили в походы школьниками, а теперь вернулись в школу учителями и к походам по-прежнему готовы. «Культура здорового образа жизни» предполагает игровые виды спорта. «Настольный теннис» присутствует в жизни всех желающих круглый день. «Риторика» предназначена для всех, кто хочет владеть аудиторией во время своих докладов или выступлений, во время защиты проектов, что для здешней публики с ее непрестанной научно-литературной деятельностью весьма актуально. «Живое слово» отсылает к библиотечной деятельности, цель которой полюбить чтение книг и их живое присутствие в жизни каждого. «Юный психолог» проводит в школе опросы, составляет радугу настроения и следит за уровнем тревожности и все время в поисках способов достижения гармонии, доступных каждому. «Юный правовед» раскрывает двери для тех, кто хочет знать все от ювенальной юстиции до правовых кодексов нашей страны в сравнении с современными правовыми документами других стран. Для грядущего 50-летнего юбилея школы уже началось создание виртуального музея, когда ученики ходят по разным классам, кабинетам школы, берут интервью у всех учителей, узнают об артефактах того или другого кабинета, описывают его, вносят в реестр и делают экспонатом музея – для будущих поколений. За всем этим потрясающим подбором учителей, за нескончаемой вереницей событий и планов, за необыкновенно насыщенной жизнью школы стоит еще одна необыкновенная жизнь – народного учителя России, человека, отдавшего этой школе 35 лет жизни, а педагогике вообще почти 60, – Марии Андреевны Комлевой. Ее личность в педагогических кругах в представлении не нуждается, а для своего коллектива она вроде как вечная и постоянная составляющая всех дел, успехов, планов, решений. Когда-то она принимала решения, прославившие эту школу, – привлекала к сотрудничеству больших ученых и просто людей интересных. Ей ничего не стоило, посещая Третьяковскую галерею, заинтересовать профессоров художественных вузов, которые потом присылали ей своих учеников для оформления школьных интерьеров. Как в свое время в далеком селе в глубинке России ей удавалось открывать любые начальственные двери, добиваясь ремонтных материалов для своей сельской школы или отопления для классов, – ездила сотни километров до центров, закалка характера состоялась на много десятилетий вперед. Хотя, может, и совсем наоборот – это природный характер, энергия, воля позволили и в сельской школе добиваться совершенства, и в столице потом поднять с нуля не одну школу, отправив в плавание свой нынешний корабль. Она капитан, который давно наладил работу так, что взаимопонимание коллектива – это взаимопонимание единомышленников. И она же камертон для окружающих, потому как каждый, с кем я говорила в школе, убежден – Мария Андреевна тонко чувствует дыхание времени, предвидит грядущие изменения и веления времени и обладает завораживающей силой, привлекает, заряжает своей энергией, убежденностью, личным примером. «То, что сложилось в этой школе, – это не случайная комбинация, это подвижнический труд Марии Андреевны в течение десятилетий», – сформулировал общее мнение один из педагогов школы. «Она раздвигает горизонты, помогает увидеть перспективы, создает условия, собирает единомышленников, обеспечивает атмосферу, в которой комфортно жить, творить, работать. А еще учит ответственности каждого, потому как своим примером всегда показывает, что это значит – брать ответственность за детей, за дело, которое делается ради детей, за тех, кого взяла под свое крыло», – рисовали портрет директора коллеги, причем делали это спокойно, по-деловому, с достоинством, с тем самым, с которым подходит ко всему в жизни сама Мария Андреевна. Потому что если ее образ действий, ее духовные запросы – это камертон для окружающих, то для нее этим камертоном стали судьбы знаменитых ученых, писателей, педагогов, с которыми она знакома была по жизни и которые с ней навсегда. Один из ее знаменитых друзей-педагогов так и сказал: «В педагогике, как и в музыке, очень важен камертон, помогающий взять верный тон» – и посвятил ей очерк в своей книге, подчеркнув, что в новой реальности директор Комлева преподала важный урок, имеющий непреходящую ценность для нынешних и будущих деятелей образования: продолжая оставаться главным педагогом для детей и взрослых, она не перестает проявлять себя рачительным хозяином, дельным администратором, под руководством которого корабль по имени «Школа» идет вперед, избегая рифов и мелей. Кто подсчитает сейчас, сколько раз на долгой дистанции педагогического марафона длиною почти что в целую жизнь приходилось директору проявлять запас прочности, умение быстро отреагировать на происходившее, выбрать оптимальное, правильное решение, а то и предугадать события. Сама же Мария Андреевна вспомнила в разговоре два интересных случая. Первый – когда один из выпускников, проведывая альма-матер и будучи уже аспирантом вуза, шепнул ей с благодарностью: «У нас ведь не просто школа, а настоящая академия». Тогда и родилась у нее идея школьной академии наук. А второй – когда собирались отчислить окончательно «доставшего» всех безнадежного хулигана и неуспевающего, а он, придя с летних каникул, принес с собой стихотворение, которое теперь вошло в историю школы и которое из уст директора слышал в школе, наверное, каждый: «Вот школа одинокая стоит и от тоски она белеет. Ах, дети не дождутся никогда, чтоб снова сесть за собственные парты». Свой опус ученик объяснил желанием подражать японской поэзии, чему его пытались учить на уроке литературы. Конечно, у этой истории счастливый конец – он остался в школе, окончил гуманитарный класс, потом стал юристом и теперь уже, давно сам выступая в роли родителя, не забывает делиться своими новостями с директором, пусть уже без помощи японской поэзии, а просто прозой. А Мария Андреевна прозе только рада. Именно так обращаются к ней все жители округи – она ведь чуть не каждую семью на некоторых улицах знает. И когда идет, к ней то за советом, то с просьбой обращаются, а некоторые матери даже просят подействовать на уже даавно возмужавших сыновей, как когда-то бывало в школе. Она неизменно уважительна и доброжелательна, значит, по мнению посвятившего ей очерк коллеги, она в том «особом состоянии, когда человек равен самому себе». А уж результат равенства налицо – это счастливая школа счастливых детей и педагогов во главе с «самым счастливым директором московской школы!». Именно так уже много лет, не одно десятилетие подряд, говорит о себе Мария Андреевна Комлева. Можете настраивать свои камертоны!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте