Когда мы задаем школьникам вопрос, какой ваш любимый предмет, мало кто отвечает, что русский язык. К сожалению, по результатам многих опросов именно эта дисциплина детьми считается одной из самых скучных. Это неудивительно, ведь стоит только перелистать любой традиционный учебник по русскому языку – и сразу становится понятен такой настрой школьников. А если детям еще и не повезло с учителем, то урок превращается в настоящую каторгу. К счастью, среди преподавателей и методистов есть немало тех, кто уже достаточно давно борется с этой ситуацией, стремясь улучшить качество преподавания русского языка, внедряя новые информационно-коммуникативные технологии.
Именно этому и были посвящены недавно проходившие в Пензе курсы повышения квалификации для учителей русского языка, которые проводила доктор педагогических наук, профессор Российского университета дружбы народов (РУДН) Ольга Руденко-Моргун. Слушателями этих курсов стали учителя, входящие в городскую научно-исследовательскую лабораторию.
В течение трехдневных курсов Ольга Ивановна вместе со своей коллегой – кандидатом филологических наук, доцентом РУДН Аллой Архангельской – знакомили пензенских педагогов с единой коллекцией цифровых образовательных ресурсов, существующих сегодня в Интернете. Московские гостьи как авторы многих электронных учебников и компьютерных программ по русскому языку поделились с учителями своими хитростями использования таких материалов на уроках культуры речи, морфологии и орфографии. Кроме того, Ольга Руденко-Моргун дала мастер-класс, проведя урок русского языка с учениками пензенской средней школы №30. Обсуждались и возможности использования ИКТ при подготовке старшеклассников к единому государственному экзамену.
– Нашей задачей является не просто подсказать учителям, как правильно использовать те или иные цифровые образовательные ресурсы, – говорит Алла Архангельская. – Очень важно их настроить на научную деятельность, чтобы они сами создавали свои электронные пособия. Именно при таком подходе возможно действительно качественное изменение системы преподавания русского языка в школе.
Пока на активное внедрение новых компьютерных технологий решаются немногие учителя русского языка, да и проблема обустройства компьютерами специального класса все еще очень актуальна. Но стоит только в кабинете русского языка поставить хотя бы один компьютер и проектор, как преподаватель уже может тривиальный урок превратить в настоящее приключение, которое надолго запомнится ученикам. И для этого не надо даже покупать лицензионные программы. Ведь в Интернете специально для учителей в отрытом доступе существует единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Для преподавателей русского языка она включает в себя таблицы, картины, вопросы, тексты, флеш-приложения, игры. И учитель может сам подобрать необходимый ему материал, выбрать из всего этого многообразия то, что ему покажется самым удачным.
– Таким образом, мы приходим к своеобразному конструктору, – говорит Ольга Руденко-Моргун. – Учитель сам становится автором своего учебника, а следовательно, создает удобную для него методику. И в выигрыше оказываются дети, которые получают не заурядные, повторяющиеся из года в год, а новые, более понятные и творческие задания. Кроме того, использование компьютера улучшает зрительную память, которая очень сильно влияет на грамотность людей. Мультимедийные технологии не только помогают усвоить детям те или иные знания, умения и навыки, но и просто заставляют школьников читать больше обычного. А это один из самых важных компонентов при развитии любого человека.
Конечно, у новых компьютерных технологий есть и свои противники, которые опасаются уменьшения роли учителя в образовательном процессе. Но, как считают методисты РУДН, многое зависит от качества каждого конкретного программного продукта и мастерства учителя, использующего ИКТ на своих уроках. К сожалению, среди программ и электронных учебников встречаются и такие, которые могут навредить: некорректно сформулировано задание, использованы агрессивные цвета, ученику необходимо слишком долго находиться у компьютера. И задача педагога в этом случае быть начеку, отсеять все лишнее и правильно подобрать методику. Ведь когда мы говорим про инновации в образовании, то должны четко понимать, что новые методики ведут к трансформации требований, а следовательно, и изменению роли учителя в образовательном процессе. Преподаватель для учеников становится в большей степени партнером. А разве настоящий партнер может ставить двойки? Конечно, нет. И именно компьютер становится главным помощником, который берет на себя эти функции.
Изучение положительных и отрицательных сторон использования ИКТ на уроках русского языка – неотъемлемая часть работы пензенской лаборатории учителей. Более двадцати педагогов из различных городских школ уже в течение полутора лет активно знакомятся с различными компьютерными программами, обмениваются друг с другом опытом их использования, создают собственные электронные приложения и методические рекомендации к ним. И столичные гости действительно высоко оценили работу лаборатории, увидев искреннюю заинтересованность учителей в использовании новых технологий.
Пенза
Комментарии