search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников ОГЭ по русскому языку: как пройти итоговое собеседование Ситуация с 9-летней студенткой МГУ Алисой Тепляковой вновь привлекла внимание общественности Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Международный день объятий, который отмечают 21 января, – праздник не новый, ему 35 лет Тайный дневник, 1900 км, 600 человек: девятые сутки под Волгоградом ищут пропавшую школьницу Прошел первый урок «Высшей лиги» – Екатерина Костылева рассказала о трех китах педагогики XXI века Регионы вводят в школах дистант и закрывают детсады из-за коронавируса Игрушка собака-русалка по рисунку петербургского школьника выпущена в продажу в России

Несистемный человек

Ирина Лукина меняет судьбы учеников и их родителей к лучшему!

Ирину Лукину, учителя Алнерской основной школы, которая нынешней весной стала лидером Всероссийской олимпиады «Мой первый учитель», на конкурс, придуманный Общероссийским Профсоюзом образования, позвала руководитель профсоюзной территориальной организации в Сухиничском районе Калужской области. Хороший учитель заметен, вот и пригласили. Еще ничего не зная о новом профессиональном состязании, будущая победительница поначалу была настроена скептически. Но показалось заманчивым представить проект и снять видео – творческая работа в цифровой среде Ирине Геннадьевне по сердцу (недавно, кстати, прошла курс «Методический директор онлайн-школ» и теперь знает, как сделать дистант живым).

Ирина ЛУКИНА на открытии конкурса «Учитель года России»-2021, где она работала в составе жюри

 

Уровень доверия – высокий

Вот только интернет-собеседования с членами жюри ожидала, волнуясь: а вдруг устроят ученый экзамен? Лукина вспоминает: «Подключилась, мне говорят: «Вы просто расскажите о проекте». Говорю шутливо: «Зря вы, зря так сказали, сейчас «Остапа понесет»! И я просто рассказала, какие отношения с родителями сложились…»

Задача проекта, который Ирина Геннадьевна представила на олимпиаду, – объединить общими делами детско-родительское сообщество. Как известно, современные мамы и папы проводят со своими отпрысками все меньше времени. Лет 5 назад Ирина Лукина особенно ясно осознала, что сложно работать с детьми, решать их проблемы, развивать, если родители стоят в стороне.

«Есть конкурсы – школьные, районные, областные, и я родителям объяснила, что ребятам очень важно наполнять свое портфолио. Даже двоечники, хулиганы, получая грамоту участника, значительно повышают свою самооценку. Выбирайте то, что подходит вашему ребенку. Не умеет руками что-то делать – пусть стихи читает. Я буду вам помогать. И теперь я просто подкидываю информацию – какие есть конкурсы, родители и дети сами выбирают. Родители не боятся школы, не боятся обращаться с вопросами. Уровень доверия очень высокий. Отношения не деловые, а дружеские».

Новые школьные отношения меняют даже… личные судьбы взрослых людей. Одна мама, с высшим образованием, не имеющая никакого отношения к образованию, поступила в педагогический колледж и скоро станет учителем. А Яна Новикова, по образованию швея, стала заведующей библиотекой, клубом и руководителем музея. Яна Андреевна признается: «Поняла, что это – мое!» Если вы думаете, что деревенский музей – это несерьезно, приезжайте в Алнеры и убедитесь, что он побогаче иных городских краеведческих. От настоящих лаптей и прялки до старинных вышивок. Книжно-историческое богатство в доме по соседству со школой. Ребята сюда приходят, чтобы поделки мастерить с Яной Андреевной, чай пить, в музей сходить на экскурсию, танцевать, участвовать в экологических проектах и так далее…

На букву Ш – родная, уютная

Школа, в которой сейчас работает Ирина Лукина, – предмет ее особой гордости и радости. Алнерская основная, 41 ученик в этом учебном году. Перешла она сюда с должности директора другой маленькой школы, в деревне Верховая, после того как ее оптимизировали. Не нарадуется, что попала в отличный коллектив со строгим, но справедливым директором, настоящим хозяйственником. Валерий Александрович Головинов 40 с лишним лет в образовании. Он местный, вспоминает, как вместе с одноклассниками высеивал борщевик, когда был школьником, тогда были виды на эту культуру как корм для скота, зато сегодня в Сухиничском районе не знают, куда от него деваться… В педколлективе Алнерской школе всего двое мужчин – директор, да еще учитель физкультуры Николай Александрович. Директор своими сотрудниками доволен, говорит: «Способный, творческий коллектив. Работающий». И об Ирине Геннадьевне: «В чем ее изюминка – она впереди всех, на все ее хватает – онлайн-уроки, семинары, конкурсы…».

Я хожу по школе с каким-то восторженным ощущением и понимаю, почему моей героине здесь хорошо. Спортзал с тренажерами, столовая, дошкольное отделение с залом и спальней, яблоневый сад за окнами. Уютно, спокойно, по-домашнему, однако атмосфера не расхлябанная, а деловая. Дети понимают, что есть школьные требования. Учителя в свою очередь осознают, что у многих учеников проблемы с усвоением информации, у кого-то не сложились отношения с учителями и одноклассниками в предыдущей школе, есть мальчики и девочки из семей мигрантов, которым не просто дается русский язык. Но ребята очень стараются! А педагоги не только не опускают руки, но предлагают школьникам нескучные идеи. То конкурс каллиграфии объявят, то в лапту играют, то использованные батарейки собирают…

Молодой преподаватель биологии, географии и химии Ирина Ильюхина, выпускница Алнерской школы, вернувшаяся в родные стены, работает здесь второй год (а уже, кстати, победитель районного этапа конкурса «Учитель года»). Она развивает на уроках внутреннюю речь детей, а значит, и устную, с которой у современных школьников большие проблемы. Уверена: «Работа с внутренней речью, с текстами должна идти не только на уроках русского языка и литературы, но и на других предметах».

Татьяна Рекунова, учитель русского языка и литературы, создала книгу (выпущена школьным самиздатом) «Азбука юного жителя сельского поселения «деревня Алнеры», или С алфавитом по родному краю». На букву Ш в ней, само собой, про родное учебное заведение: «В 1929 году на месте помещичьей усадьбы построили по тем временам большое здание Алнерской семилетней школы. Она сменила маленькую трехклассную церковно-приходскую школу на три деревни: Алнеры, Руднево и Левково. Здание современной школы построено уже в 1991 году».

При этом я, конечно, понимаю, что работать в малокомплектной школе на самом деле очень непросто. У Ирины Лукиной сразу два класса, если будет один, зарплата резко упадет, таковы реалии подушевого финансирования… Сейчас два второклассника, четыре четвероклассника, а в прошлом учебном году были первоклашки, и это самое сложное. «Например, русский язык в двух классах одновременно, – поясняет Ирина. – Я должна к малышам подойти, показать, как писать. И в то же время дать тему 3‑му классу для самостоятельного изучения. Первому классу еще нельзя дать самостоятельную работу. И получается, что 3‑й класс работает больше сам, развивает самостоятельность, самоконтроль, это хорошо, но сколько всего западает…». Но не пропадает – ведь рядом педагог! А вы уже поняли, что учителя в этой школе не только не опускают руки – они творят! Да так, что в Алнерскую основную записываются ребята даже из города Сухиничи, где вроде бы школ хватает, целых пять. Идут за особой атмосферой и индивидуальным подходом.

А Ирина Геннадьевна никогда никакой работы не боялась. Педагогический опыт у нее самый разнообразный: была вожатой, учителем физкультуры и ОБЖ, преподавала русский язык и литературу, изо, черчение, алгебру с геометрией…

Класс мечты

Один из самых интересных классов в школе – конечно, тот, в котором работает Ирина Лукина. Здесь стоят книжные стеллажи. Но книги не только бумажные, вот QR-коды – ссылки на словари, рабочие тетради, электронную библиотеку. Интерактивное пространство намного шире реального. «На стенде ссылки и список литературы для самостоятельного чтения с 1‑го по 9‑й класс, на подоконнике метки для изучения окружающего мира», – ведет экскурсию четвероклассник Максим. Ирина Геннадьевна поясняет: «Технология дополненной реальности». И правда, на подоконнике лежат раскраски, на них наводят камеру телефона, куда уже загружено специальное приложение. И вот нарисованный вулкан задымился, поднялась магма, потекла лава. Все это еще и со звуком.

Ирина предлагает ребятам де­лать собственные книжки с до­полненной реальностью. Например, о животных Калужской области. Их можно читать, а если распознать QR-код, еще и слушать аудиолекцию, записанную учениками начальной школы, смотреть видео. Эти книжечки школьники делают для дошколят. Как и 3D книжки-малышки c русскими народными сказками. Это еще один из бесчисленного множества проектов Ирины Лукиной – «Школьники и дошколята».

Стоит засмотреться на предметы, брошюры, альбомы, расставленные на полках, – и можно забыть про время. Вот фотошедевры, сделанные самой учительницей, вот отчет о социальном проекте «Деревня моей мечты», материалы о волонтерской деятельности…

Ребята рассказывают о своих увлечениях. Леня Бардюгин вместе с родителями сделал макет бомбардировщика ИЛ-4 времен Великой Отечественной. Он увлекается военной историей, и не только XX века, например, знает об Отечественной войне 1812 года.

– Что в вашей учительнице самое лучшее? – спрашиваю детей.

– Она добрая. Может все придумать. Игры придумывает. Камушки вот у нас есть…

Оглядываюсь, куда показывают дети. В стаканчике у доски и правда камушки и еще какие-то мелкие вещи. Оказывается, это «сокровища», которые вручаются ученику, который хорошо ответил, но на отметку пока не заработал. Набрав определенное количество «сокровищ», можно «купить» легкое домашнее задание или совсем его отменить.

– Какой самый интересный урок?

– Творчество – изо, технология, внеурочка, классный час.

Ирина Лукина подхватывает:

– И для меня это самое интересное!

Урок окончен, да и мне пора покидать этот чудесный школьный дом. Но есть еще вопрос к нашему олимпийскому лидеру:

– Вы неуспокоенная, смотрю на вашу страницу ВКонтакте, на школьную страничку. Все время у вас что-то происходит, а вы об этом рассказываете… Как у вас на все хватает сил и времени?

– Да, мы стараемся… Необязательно, чтобы школа была огромная, дети особо одаренные. Важно найти в ребенке зерно, которое даст ему развитие. Мы в нашей школе работаем со сложным контингентом. Пусть ребята не станут выдающимися учеными, важнее, что будут хорошими специалистами в своей сфере и хорошими людьми. Я родителям всегда говорю: «Не ругайте ребенка за ту оценку, которую он получил. Пусть это тройка, но она заработана тяжким трудом». Мечтаю о том времени, когда я буду работать на ученика, не на систему, когда не будет рамок – вот, я должна выдать программу за какой-то определенный срок, не глядя на ребенка…

А мне кажется, Ирина Лукина всегда работает на ученика. И никакие формальные правила этому не могут помешать. Внуков нынешним летом она учила лазить по деревьям. Показательный пример, не так ли?

Оксана РОДИОНОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте