search
main
0

Неразгаданная тайна маэстро

Судьба подарила жителю Лакинска встречу с великим пианистом

Виталий Прадед – фигура для небольшого городка Лакинска значимая и интересная. Он не только поэт, художник-иллюстратор, но и собиратель редких книг, автографов. Так, у него есть памятные надписи на редких изданиях от Майи Плисецкой, Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, Святослава Рихтера и многих других знаковых фигур уходящей эпохи. О том, как у Виталия Николаевича появился автограф маэстро, стоит рассказать отдельно.

Однако начать лучше издалека, с раннего детства Виталия Прадеда, чтобы понять, как и почему жизнь щедро дарила ему встречи и знакомства со столь именитыми людьми. Родился и рос Виталий в деревне Велюханы Мглинского района Брянской области. Это тот самый треугольник, который заключен между Россией, Украиной и Беларусью. Семья была многодетной – одиннадцать детей. И когда семилетнему Виталику мама Матрена Федоровна давала 6 копеек на булочку, то он бежал не за вкусняшкой, как сейчас говорят, а в книжный магазин. В то время такие магазины были и в деревнях.

– Никогда не забуду, как купил первую книжку, вспоминает мой собеседник. – Не помню автора, только название – «Зеленая горошина». Эта тонкая и маленькая книжка была красиво иллюстрирована.

С этого момента началось собирательство книг Виталием. Постепенно в дровнях их становилось все больше, и когда мама однажды обнаружила «клад» в дровнях, то немного пожурила сына. Самое первое серьезное впечатление на него произвела книга Андерсена «Огниво». Любо­знательный мальчик рано начал читать, а поскольку в деревне не было электричества – свет провели только в 1970 году – любитель книг погружался в чтение при лучине и керосиновой лампе. Перед ним открывался удивительный мир, слова завораживали и волновали воображение. Свое первое стихотворение Виталий написал в десять лет.

После окончания школы Виталий Прадед поступил на исторический факультет Смоленского государственного педагогического института имени Карла Маркса. Поработать ему довелось и преподавателем, и корреспондентом, и художником-оформителем, и строителем. Когда грянула перестройка, продавал книги в электричках той самой ветки, которую воспел в своем произведении «Москва – Петушки» Виктор Ерофеев.

Встреча с Рихтером случилась 10 августа 1986 года.

– Я помню, как в те времена владимирские электрички на Москву называли колбасными. Люди ездили в столицу за продуктами, из открытых окон поездов действительно доносился дурманящий запах съестного, – поясняет книголюб.

Вот тогда Виталий летним августовским погожим днем сошел с такой электрички с сумкой провизии, поскольку ничем не отличался в этом отношении от жителей городка, надо было кормить семью, в которой подрастали двое мальчишек.

– И вот иду я с сумкой продовольствия, смотрю по сторонам и не верю своим глазам. Весь город оклеен афишами. Оказывается, в наш Дом культуры приезжает Святослав Рихтер и дает единственный концерт, – рассказывает Виталий Николаевич.

У него уже тогда в собрании раритетов были редкие книжные издания. Он решил, что непременно попросит автограф великого пианиста, а для этого припас томик со стихами земляка, который тоже родился на Брянщине, – Федора Тютчева.

– Мне кажется, что провидение все-таки есть. Накануне я рассматривал снимок великого музыканта в журнале «Советское фото» за 1966 год. Разве мог я тогда предположить, что вскоре буду запросто беседовать с гением мирового уровня.

В означенный день Виталий взял двоих своих сыновей и решил прогуляться с ними в парке перед концертом. Его сердце трепетало в ожидании такого грандиозного события.

– Когда мы приблизились к парку, который в это время был практически пустым, то я заметил на лавочке одиноко сидящего человека. Это был маэстро. Сердце забилось еще сильнее, я сразу понял, что это мой шанс поговорить с ним. Но куда девать детей? – делится своими чувствами рассказчик.

Мужчина моментально нашел занятие для малышей, оставил их в сторонке и смело подошел к Рихтеру, глубоко погруженному в свои мысли.

– О чем думал в тот момент Святослав Теофилович? Он выглядел так одиноко в пустом парке на этой лавочке. Почему он оказался в наших краях? Ведь это был его единственный концерт в нашем маленьком провинциальном городке. Даже во Владимире не было концерта. Никто так и не понял, почему именно Лакинск. Что связано у Рихтера с нашим городком? – размышляет Виталий Прадед.

Дело в том, что Святослав Теофилович был крайне закрытым человеком, он никогда не давал интервью журналистам. И лишь за несколько месяцев до своей смерти великий музыкант согласился выступить с рассказом о себе на французском телевидении. Фрагменты этого монолога записал и опубликовал Виталий Вульф, сопроводив его такими словами: «Рихтер никогда не давал интервью, он всегда полагался только на язык музыки. Его искусство было слишком независимым…»

И вот этот загадочный человек, гений современности, сидел 10 августа 1986 года так запросто на скамейке в парке Лакинска.

– Дело в том, что я никогда не тушуюсь, когда хочу пообщаться с кем бы то ни было. Могу подойти к любому, невзирая на его чины и звания. К тому же известно, чем более велик, знаменит и значим человек, тем он проще и доступнее в общении, – рассуждает Виталий Николаевич.

Так и случилось. Когда поэт и художник, извинившись, обратился к Рихтеру, тот охотно поддержал общение.

– Я сначала извинился и спросил, как его по отчеству величать. Он засмущался, ответил, что можно и без отчества, но потом сказал: «Теофилович». Я спросил, кто его любимый поэт, мне так хотелось, чтобы это оказался Тютчев. На прогулку я прихватил книгу своего любимого автора. Но Рихтер ответил, что больше всего ему близок Алексей Константинович Толстой. Это и неудивительно, ведь его творения очень музыкальны. Одно из самых известных, «Средь шумного бала, случайно», знакомо всем, – рассказывает житель Лакинска.

А между тем дети стали шалить и начали бросаться песком в беседующих на скамейке мужчин. Виталий принялся за них извиняться, но музыкант воспринял это спокойно, сказав, что это дети и им такое свойственно.

– В общении Святослав Теофилович оказался очень простым, добрым, но все же закрытым человеком. Самое сокровенное он держал при себе, а потому так и не сказал, почему все же он в Лакинске.

Зал во время концерта был битком. Рихтер играл повтор Венского концерта. Это было божественно. Виталий Николаевич сохранил билет с того памятного концерта, вырезку из районной газеты и, главное, автограф Рихтера, который он оставил на книге стихотворений Тютчева.

Потом у Виталия Николаевича были встречи со знаменитостями, такими как Евтушенко, Вознесенский, Солоухин. Он дружил с известным художником Кимом Бритовым, основателем владимирской школы живописи. Виталий пятнадцать лет работал в книжном магазине «Москва». А потому и жизнь преподносила подарки в виде встреч, общения и автографов.

Виталий благодарен за это судьбе. Он продолжает писать стихи, иллюстрировать их. Недавно вышел сборник «Високосный год».

Ольга БОТКИНА, Владимирская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте