search
main
0

Неравнодушие – главная черта

Сегодня уже мало кто сомневается, что преподавание в школе граждановедения жизненно необходимо. Правда, кое-кто еще считает, что этот предмет более важен для старшеклассников, а в младших классах он не так нужен. Нынешняя олимпиада в очередной раз доказала, что этот предмет успешно осваивают школьники средних классов, – среди участников олимпиады немало учеников шестых классов, показавших его глубокое понимание. Вместе с получаемыми знаниями в них зреет желание вырасти настоящими гражданами, принимать активное участие в жизни общества. Уже сейчас подростки вырабатывают свою позицию, основанную на знании истории своей страны и на осознании демократического выбора, сделанного нашим обществом.

Итак, перед нами письменные работы участников финального тура олимпиады младшей группы – 6-х и 7-х классов. Им было предложено ответить на вопросы по тематическим разделам, а также написать небольшое сочинение – эссе на тему «60-летие Великой Победы». Нужно сразу сказать, что ребята показали хорошее знание учебного материала.

Мы выбрали ответы на вопросы по основополагающим темам граждановедения – конституции, демократии, правам человека, выборам. Ребята, как правило, увязывают знание теоретического материала с собственными суждениями о сегодняшних проблемах становления гражданского общества.

Ни один закон не может быть принят без согласия народа

Первый блок вопросов посвящен теме «Конституция». Рассуждая о значении конституции в жизни страны, о государственном устройстве, роли президента, правительства и парламента, ребята показывают не только хорошее знание учебного материала, но свое понимание высоких понятий «основной закон», «федеративное устройство», «представительное устройство», «парламент».

Таня Коновалова из Пензы, ученица 7-го класса финансово-экономического лицея №29, показывает глубокое знание предмета и дает исчерпывающее определение конституции в демократическом государстве:

Конституция государства – это устройство общества и государства, это их основные, главные правила. Конституция, пожалуй, единственный документ, который принимается после всеобщего обсуждения, о его содержании граждане договариваются. То есть люди сами определяют содержание общественного документа (договора) и тем самым свою судьбу, а не какой-либо правитель дарует людям конституцию – основной закон жизни. Конституции могут приниматься конституционными собраниями, конвентами (США), учредительными собраниями (Италия, Индия), путем референдума (Россия, Франция), но могут приниматься и односторонним актом исполнительной власти – монархом или президентом.

Для чего Конституция нужна государству?

Конституция – основа всего законодательства страны, она наделена высшей юридической силой. Все остальные документы принимаются в точном соответствии с ее положениями.

А что такое государство? Это организация всего общества для решения общих дел.

Конституция, на мой взгляд, и позволяет государству организовывать общество для решения общих дел, но и государство при этом благодаря конституции контролируется обществом. Конституция ограничивает всевластие правителей, заставляет государство служить обществу и охранять права человека. Конституция определяет основы государственного строя, источник власти, порядок формирования органов власти, принципы реализации власти. То есть Конституция определяет принципы взаимоотношений между государством и обществом, взаимные обязанности, ответственность и права. А это очень важно, так как в любом государстве власть должна отвечать интересам граждан, быть эффективной, и ветви власти должны уметь сотрудничать друг с другом. Иначе в государстве будет беспорядок и хаос, а интересы общества будут подавляться интересами государства и его правителя.

Конституция необходима государству потому, что определяет взаимную ответственность гражданина перед своим государством и государства перед гражданином. Чтобы быть успешной, любое свое действие власть должна сверять с Конституцией – общественным договором.

Дарья Федорова из подмосковного Дмитрова (средняя школа №4) подробно и по-своему объясняет, почему наша страна имеет форму федеративного устройства:

После распада СССР Россия приступила к строительству реального федерализма. Хотя Советский Союз, по сути, был унитарным государством, идея (принципы) федерализма сохранилась. И это оправданно. Территория нашей страны огромна; население – многонациональное. Федерализм призван обеспечить демократизацию России, поскольку он разрушает монополию центра и способствует развитию гражданской свободы. Россия в начале пути. Нам предстоит совершенствовать нашу федерацию в течение ближайших лет и даже десятилетий.

В марте 1992 года был заключен Федеративный договор между подавляющим большинством регионов России. Он определил три типа составных частей России:

Республики в составе РФ.

Края, области, города – Москва и Санкт-Петербург.

Автономная область и автономные округа.

И все же подписание Федеративного договора положило начало строительству Федерации в нашей стране не только на бумаге, но и на деле.

На вопрос, какова роль парламента в жизни современной России, шестиклассница Лена Павлова из г. Новоуральска отвечает со знанием теории и практики нашей жизни:

Законодательным органом парламент называют потому, что главная его задача – законотворчество, принятие законов. Парламенту доверено принимать законы, т.к. он представляет интересы всего населения страны. Граждане избирают в парламент своих представителей, которые должны представлять интересы населения той территории, от которой избран представитель.

В Российской Федерации парламент называется Федеральное Собрание Российской Федерации. Оно состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. В Совете Федерации Свердловскую область представляет Эдуард Россель, а в Государственной Думе интересы жителей Нижнетагильского избирательного округа представляет Валерий Язев, житель нашего города. Свой парламент есть и у Свердловской области – Законодательное Собрание Свердловской области, и в нашем городе – Городская Дума города Новоуральска. В нашей школе есть свой парламент – Совет мудрейших, в который входят представители от каждого класса. Благодаря Совету мудрейших в нашей школе проходит много интересных мероприятий, классы соревнуются между собой на условиях, сформулированных Советом мудрейших.

Демократия – это когда свобода становится законом

Пожалуй, понятие демократии ближе всего душам сегодняшних детей. Рассуждая о демократии, они далеко уходят от учебного материала и книжных формул, находят свои слова, чтобы выразить то, что им близко и дорого. Я думаю, что это убеждение, складывающееся в головах и сердцах школьников, увлеченно изучающих граждановедение, отличает их от прежних поколений, которых оберегали в школе (и после ее окончания) от «чуждых» понятий.

Даша Федорова пишет:

Существует много воззрений на демократию, порой полярных и неоднозначных. И одно из них – это то, что демократия – «это когда все можно». Что же в большей степени привлекает нас в демократии? Весьма привлекает идея, что мы сами должны решать, что для нас лучше и что политика, влияющая на нас всех, вырабатывается по нашему общему согласию. Таким образом, суть демократии – это право свободы личности, уважение к человеческой личности. Но демократия подразумевает соответствие широкому кругу гражданских прав и свобод. Поэтому демократия – это не «когда все можно», а когда твои действия не нарушают прав и законов, не ущемляют права других людей. В идеальном демократическом государстве все граждане должны осознавать эти основные постулаты и руководствоваться ими в своих действиях. Люди должны стремиться к идеалу. Иначе зачем жить?

Юные участники олимпиады в свои 12-13 лет отмечают, что не всегда конституционные нормы становятся законом жизни. Таня Коновалова считает:

В современной России в большей мере равноправие граждан провозглашается, но осуществляется не полностью. Это зависит от материального положения людей, их общественного статуса, связей и знакомств.

Например, очень часто в различных организациях одни люди осуществляют какой-либо процесс (например, приватизацию квартиры, получение кредита) намного быстрее, чем другие. Это в основном происходит из-за того, что у этих людей есть в этих организациях знакомые, или они занимают более высокое общественное положение, располагают большими материальными ресурсами. Здесь нарушается равноправие граждан. Я считаю, что так происходит из-за того, что в нашем государстве демократия появилась сравнительно недавно. И многие просто плохо понимают этот термин, механизм его реального осуществления в жизни. Может быть, через несколько десятков лет, когда граждане нашей страны разберутся в сути демократии, а главное, поймут, что демократия действительно важна для них самих прежде всего, все будут равны перед законом. Но, наверное, прежде всего мы сами должны понять, что перед законом нет первых и последних, мы сами не должны допускать неравноправия перед законом.

Юля Мартысенко из Мурманска (7-й класс гимназии №4), работа которой отличается особой полнотой и серьезностью, еще более критически оценивает положение в стране:

В современной России принцип равенства осуществляется недостаточно хорошо. Например, в Башкирии (г. Благовещенск) отряд ОМОНа совершил рейд и избил молодых людей, за то, что они, по их мнению, были причастны к избиению милиционера. Они избивали людей всех подряд, без разбора, не вдаваясь в подробности. Люди стали обращаться с жалобами, их было так много, что этот факт был освещен на телеканалах. С этими фактами массового избиения людей приезжали разбираться Уполномоченный по правам человека Н. Лукин и депутат Государственной Думы Элла Панфилова. В данном случае было грубейшее нарушение права человека, когда правоохранительные органы превысили свои полномочия. Милиционеры, как любые другие нарушители, были привлечены к ответственности, хотя они и являлись носителями власти.

В России не будет осуществлено равенство всех перед законом, пока существует коррупция, структуры, нарушающие законы, обходящие их. Взять хотя бы для примера, оформление гражданства. Приняты законы, в которых четко прописана последовательность оформления гражданства. И что же мы видим на самом деле: законопослушные граждане, оформляющие все по закону, бывшие беженцы из стран СНГ, годами мучаются в очередях, собирают кучи справок, их дети, рожденные уже в России, не могут получить гражданства, не могут быть гражданами России. И тут же газеты пестрят заголовками, приглашающими за большие деньги быстро оформить гражданство, вид на жительство и регистрацию в нашей стране. В обход всем законам, всем правам (вроде одинаковым для всех) эти люди (даже бывшие боевики) незаконно обделывают свои дела. А наши миграционные службы молча взирают на все это и молчат. Так же существует в России и система взяток. За деньги судьи и юристы обращают дела в защиту людей, заслуживающих более сурового наказания, т.е. смягчают им приговоры или вовсе «отмазывают» от суда. Поэтому и существует в народе пословица «Закон что дышло, куда повернешь, туда и вышло».

Находятся люди, которые обращаются в Европейский суд по правам человека. Они туда обращаются, если не могут добиться осуществления своих прав в российском суде и выходят на международный уровень. Как, например, школьники в Латвии. Им правительство запретило преподавание в школах предметов на русском языке, т.е. русских школ не существует совсем. Они считают, что это нарушение прав человека, и я с этим согласна.

Антон Чесноков делится личным опытом жизни по демократическим принципам:

В прошлом году я был в составе лагеря «Дух демократии». Наша школа принимает участие в российско-канадском проекте с таким названием. В мае 2004 года к нам приехали городские школьники, и мы пытались жить в нашем лагере по принципам демократии. Я был почти самым младшим участником лагеря. Были приняты «Золотые правила», создано правительство, за все дела мы отвечали сами. Существовала независимая газета. На тренингах по ценностям демократии мы пришли к выводу, что демократия – это не просто свобода, но и ответственность.

Права человека: люди свободны, когда правительства несвободны

Совсем по-взрослому рассуждают дети о правах человека – грамотно, правильно и умно. Поэтому выберем из их сочинений те места, где эта проблема показана в детском восприятии.

Лена Павлова из г. Новоуральска пишет о себе и о своей школе:

Детям необходимо право на объединение для того, чтобы общаться со своими сверстниками, узнавать что-то новое, интересное для себя, развлекаться и отдыхать. Им интересно участвовать в общественной жизни и знакомиться с новыми людьми, приходящими в их объединения. Там они могут развить свои способности, о которых раньше даже не подозревали.

Бабушка, дедушка и родители рассказывали мне, что сначала все школьники становились октябрятами, потом – пионерами, а в старших классах вступали в комсомол. На учеников, которые по каким-то причинам отказывались вступать в пионерскую или комсомольскую организацию, смотрели как на белую ворону. Пионеры и комсомольцы были организаторами многих интересных дел в школе, но, кроме этого, были и такие дела, в которых они участвовать не хотели – это обязательные пионерские сборы один раз в месяц и комсомольские собрания. Это нарушало право детей на свободу объединений.

Хорошо, что сейчас все совсем по-другому. Например, в нашей школе создано Детское общественное объединение «Пятнашки», которое входит в городскую организацию «ДАЛИ». ДАЛИ – детская ассоциация любителей игры, объединяющая школьников с 5-го по 11-й класс. Никто насильно никого туда не тянет. Ребята сами просят принять их туда. Ведь наши «Пятнашки» – инициаторы всех самых интересных школьных дел, старшие и более опытные обучают младших на творческих практикумах. Благодаря «Пятнашкам» у меня есть друзья в старших классах. Мне бы хотелось сделать карьеру в «Пятнашках», пройти все ступени подготовки, чтобы самой стать тренером и заниматься обучением новичков.

Так же рассуждает и Даша Федорова:

Свобода объединений является личным правом гражданина. Дети также имеют право встречаться с другими людьми, вступать в ассоциации или создавать их. Детям необходимо это право так же, как и взрослым, потому что дети учатся участвовать в управлении страной в разного рода объединениях, учатся ответственности в принятии решений. Только таким образом дети научатся жить в демократическом обществе.

Для меня главной в жизни является школа, поэтому я хотела бы участвовать в школьном соуправлении вместе со своими сверстниками. Ведь тогда я смогу научиться приходить к согласию и действовать вместе с другими во имя поставленных совместно целей. Работа в единой дружной команде всегда будет необходима в дальнейшей жизни, на работе.

Также меня привлекают любые детские организации по интересам. Например, я бы с удовольствием общалась с детьми, объединенными любовью к рисованию, к театру и т.д. Самое главное, что взрослые не должны оказывать на нас давление, подавлять нашу инициативу. Цель детских организаций – учить нас самостоятельности.

Как видим, все дети жаждут участия в полезной общественной деятельности, но не по указанию взрослых, а по собственному желанию и склонностям. Антон Чесноков выражает такое желание:

Я хочу участвовать в деятельности какой-либо экологической организации. Я люблю свое село, речку, но они не такие чистые, как хотелось бы мне. Еще здорово было бы входить в группу ребят, которая занимается благоустройством дворов. Осенью много вечеров подряд мы с ребятами делали «грибок для посиделок». Общее дело всем нам нравилось.

Еще я хожу в детское творческое объединение «Плетение из бересты».

Помимо умений, мы получаем удовольствие от общения! Детские объединения необходимы!

Все прадедушки воевали на фронте

Именно так написала одна участница олимпиады в сочинении – эссе «60 лет Великой Победы». Это меня поразило в том смысле, что нынешняя олимпиада – это начало новой эпохи, рождение нового поколения граждан, а значит – начало нового возрождения страны. Ведь до нынешнего времени мы говорили и писали: воевали наши деды и отцы. Теперешние школьники пишут и говорят: воевали наши прадедушки. Это значит, что война и Победа для них – более отдаленная эпоха, чем для нас. Тем не менее, оказалось, что они знают о войне и Победе, о той цене, которую заплатил наш народ за Победу. Они не хотят повторения истории, они выражают общее желание, чтобы никогда не было войны ни на нашей земле, ни где-нибудь в мире.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте