В последнее время может показаться, что интерес к теме повышения оплаты труда педагогов утихает. По крайней мере такую тенденцию можно наблюдать в самой педагогической среде, успокоенной новыми суммами, в среднем достаточно высокими в сравнении с прежними. Тем не менее исследователи и эксперты в области образования не оставляют эту тему. И важным оказывается уже не просто факт повышения зарплаты, а то, как относятся к этому учителя и каковы его последствия для системы образования.
Очередной семинар Института образования НИУ ВШЭ «Актуальные исследования и разработки в области образования» был посвящен разработкам Института институциональных исследований НИУ ВШЭ, в которых был дан анализ динамики заработной платы работников общего и дошкольного образования в 2013 году, а также их реакции на эти изменения. О том, какие особенности в данной сфере были выявлены в Воронежской, Новгородской и Свердловской областях, Республике Северная Осетия – Алания и Ямало-Ненецком автономном округе, рассказал в своем докладе ведущий научный сотрудник научно-учебной лаборатории анализа и моделирования институциональной динамики НИУ ВШЭ Сергей Заир-Бек.Прежде всего он предложил обратить внимание на изменения заработной платы педагогов в целом по стране и отметил, что тенденции здесь разнятся. Есть, например, регионы, где зарплата педагогов дошкольного образования выше, чем в общем, однако чаще всего в дошкольном образовании она пока не успевает расти необходимыми темпами. Так, в конце 2013 года в дошкольном образовании 24 регионов отношение средней зарплаты педагогических работников к средней зарплате в общем образовании составило от 100% и более. Почти набрали нужную высоту (90-99%) в 49 регионах. В тот же период отношение средней заработной платы педагогических работников в общем образовании к средней зарплате в субъекте составило 100% и более уже в 61 регионе, 90-99% были отмечены в 22 субъектах. Соответственно ситуация с зарплатами в общем образовании уже гораздо стабильнее, чем в дошкольном. Однако, по словам Сергея Заир-Бека, в целом можно отметить, что расходы консолидированных бюджетов регионов на образование растут и главный прирост дает именно доля, выделяемая на дошкольное образование.Если же обратиться к вопросу отношения самих педагогов к тому, что происходит с зарплатой, то, как отметил докладчик, в целом степень удовлетворенности работников образования состоянием системы выросла. Так, в дошкольном образовании существенно снизился уровень недовольства уровнем оплаты труда. Однако тут же стали более заметны другие проблемы. Воспитатели начали внимательнее относиться к тому, в каких условиях они работают: они заговорили о недостаточности социального обеспечения, о проблемах с ресурсно-технической базой детских садов и т. д. Впрочем, несмотря на это, число тех, кто хотел бы поменять место работы, уменьшилось.Рассматривался в рамках исследования и вопрос повышения привлекательности профессии педагога. В дошкольном образовании, по словам Сергея Заир-Бека, можно говорить о том, что у воспитателей возрос интерес к повышению квалификации, в том числе и к получению высшего образования, так как это стало отражаться на их оплате труда. Как известно, на сегодняшний день лишь 48% педагогических работников в дошкольных учреждениях имеют высшее образование.Отмечается также, что в ДОУ педагогические коллективы являются стабильными структурами, многие работают на одном месте по 15-20 лет. В целом люди держатся за свою работу. Даже педагоги пенсионного возраста в связи с повышением уровня оплаты труда готовы отказываться от выхода на пенсию. Сергей Заир-Бек подчеркнул, что в основном педколлективы в детских садах более стабильны, чем в общеобразовательных организациях.Дефицит рабочих мест наблюдается и в сельских детских садах. Но здесь он обусловлен сокращением числа детей. В то же время пока не создано условий для активного привлечения молодежи в дошкольное образование, поскольку, как свидетельствуют респонденты, зарплаты, которая существует даже после повышения, молодежи пока недостаточно.Тем не менее руководители образовательных организаций в регионах, задействованных в исследовании, говорят, что молодежь все же идет в школы и детские сады. Некоторые даже отмечают, что появилась возможность выбирать среди претендентов на вакансию. Кроме того, выявлен интересный факт – для молодых мужчин, которые идут работать в сельские детские сады, такая занятость рассматривается как способ избежать призыва в армию.Что касается вопроса об изменении качества работы, то исходя из результатов исследования видно, что сами педагогические работники дошкольного образования уверены: их деятельность не зависит от уровня зарплаты, они одинаково хорошо работали как за 3 тысячи рублей, так и за новые, к примеру, 15 тысяч. Многие педагоги дошкольного образования воспринимают повышение заработной платы как знак восстановления справедливости, как выплату причитающегося за прошлые заслуги.В целом же, по словам Сергея Заир-Бека, результаты исследования показали, что в 2013 году произошел значительный рост заработной платы педагогических работников дошкольного образования. Переход на НСОТ здесь также состоялся, правда, пока не во всех регионах. По сути, все начиналось с чистого листа, а не так, как в общем образовании, где изменения в системе оплаты труда были заложены еще в ПНПО.Желаемой моделью оплаты труда в дошкольном образовании становится та, что предусматривает высокий базовый оклад и минимальную стимулирующую часть. Такой подход объясняется тем, что порой воспитатели не понимают, каким образом распределяются надбавки. Особенно в ситуации, когда бытуют и так называемые штрафные «стимулы», которые определяются, например, жалобами родителей.В целом изменения в области оплаты труда в дошкольном образовании воспринимаются позитивно. Однако сегодня налицо ситуация, когда на фоне счастливых педагогических работников несчастными выглядят все остальные: заведующие детскими садами, которые могут получать за свою управленческую работу почти столько же, сколько воспитатели, учебно-методический персонал, который ощутил, что разрыв в зарплатах с педагогическими работниками увеличился в разы. Это рождает, по словам Сергея Заир-Бека, конфликтные ситуации в образовательных организациях и требует поиска подходов к решению проблемы.
Комментарии