Что такое современный урок? Его теоретические и практические основы были заложены еще в XVII веке Я.А.Коменским, который на несколько веков определил систему обучения и развития ребенка. Эта система остается до сих пор традиционной, предполагающей трансляцию знаний, умений и навыков учителем, учебными книгами и другими, в том числе электронными, средствами обучения. Несмотря на многолетнюю критику, традиционные формы обучения доминируют в современной школе, и только в некоторых из них постепенно встраиваются новые модели обучения. Значительную образовательную функцию и в традиционной, и в инновационной моделях процесса обучения выполняют электронные средства обучения, без которых практически невозможен современный урок.
К этим средствам обучения относятся мультимедийные учебники, интерактивные обучающие тренажеры, электронные энциклопедии, словари, Интернет и т. д. Одно из таких учебных пособий – комплект «Начальная школа», включающий интерактивные учебные пособия по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, технологии, ОБЖ. Эта серия учебных пособий охватывает всю программу начальной школы. Каждый слайд пособия посвящен определенной теме и содержит информационно-иллюстративный материал, задания разных типов и уровней. Материалы пособий соответствуют ФГОС НОО и могут быть использованы при работе с любым учебником, имеющим гриф Министерства образования и науки РФ, включенным в Федеральный перечень учебников. Существенным достоинством этой серии является то, что учитель может творчески использовать данные пособия, меняя их структуру и добавляя новое содержание, новые медиаобъекты. Для реализации этих целей каждое пособие имеет конструктор.Рассмотрим некоторые примеры содержания учебного пособия по математике, которое называется «Начальная школа. Математика. 1 класс». Пособие разделено на 28 тем. Каждая тема содержит интерактивные упражнения на усвоение теоретического материала и на отработку практических навыков. Также к каждой теме даны тестовые контрольные задания.Итак, тема «Порядковый и количественный счет».Выполним следующее упражнение (см. слайд 1). Учитель просит первоклассника подойти к интерактивной доске и выполнить задание.Ученику необходимо прикрепить стилусом яблоки на спинку ежу, как предложено в задании. Упражнение генерируется автоматически при нажатии на голубую кнопку.Чтобы правильно выполнить задание, ученик должен, во-первых, отсчитать количество яблок, во-вторых, определить, какому ежику их необходимо отдать. Можно вызывать к интерактивной доске детей по очереди, давая возможность проверить свои знания большему числу учеников.Правильность выполнения задания поможет определить интерактивный агент-мальчик, который своими эмоциями подсказывает пользователю, правильно или неправильно выполнено задание. Тем самым создается необходимый диалог пользователя с программной средой, который увеличивает заинтересованность ребенка. Программа не оценивает обучаемого, хотя в некоторых модулях работает счетчик времени или счетчик количества попыток, что создает дополнительную мотивацию к успешному выполнению упражнений.Рассмотрим следующий учебный эпизод. Тема «Пространственные представления» (см. слайд 2). Сначала можно попросить учеников рассказать, что изображено на слайде. Затем учитель задает вопросы:- Где находится кошка? Собака? Цыпленок? Скамейка? – В какую сторону идет девочка?- В какую сторону едет велосипедист?Когда ребенок нажимает на объекты, возникают слова с пространственным значением.Рассмотрим следующее задание этой темы, которое лучше сначала выполнить под руководством учителя.Учитель предлагает расставить в комнате предметы интерьера.Задание может быть сформулировано так: «Расположите предметы в комнате. Поставьте кресло справа от окна и тумбы с телевизором. Слева от кресла поставьте торшер. Между торшером и креслом поставьте журнальный столик. Что находится вверху? Что находится внизу?»Если позволяет время, можно попросить учеников, воспользовавшись «Конструктором», дорисовать элементы интерьера. Работы можно распечатать, сравнить и обсудить.Следующее упражнение этой темы направлено на самостоятельную работу учеников. Задания генерируются программой. Пользователю предлагается переставить игрушки на полках в соответствии с заданием (см. слайд 3). Чтобы выполнить задание, ученику нужно, во-первых, соотнести название предмета с самим предметом, во-вторых, определить место перемещения предмета, в-третьих, совершить это перемещение. Программа не даст сделать следующий ход до тех пор, пока перемещение не будет выполнено правильно. Следующее задание представляет собой учебную игру. Задача пользователя – привести обезьянку к банану, выполняя команды, появляющиеся вверху экрана. Если правильно отсчитать клеточки и определить направление, обезьянка получит свой банан. Упражнение имеет два режима. Первый режим – когда команда по движению обезьянки появляется вверху экрана, второй свободный. Второй режим поможет творческим учителям составить своеобразный графический диктант, усложняя или упрощая маршрут движения обезьянки (см. слайд 4).Интересно, что пособия серии «Начальная школа» полноценно функционируют под любой из трех программных платформ: Windows, Linux, Mac, с ними можно работать на интерактивных досках всех ведущих производителей.Уроки с интерактивными средствами обучения могут быть построены как в традиционной, так и в инновационной форме. Это зависит от творческого потенциала учителя, его желания и возможностей детально продумывать и выстраивать методически грамотно каждый урок. Это непростая, но вполне реализуемая задача, в которой электронные средства обучения могут оказать серьезную помощь. Екатерина КОЛОТОВЧЕНКОВА, руководитель проекта «Начальная школа» издательства «Экзамен-Медиа»
Комментарии