search
main
0

Непризнанный гений. Средь буднично серых людей

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определяет, что «школьное образование… является одним из решающих факторов как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития страны». По мнению главы государства, «должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности».

Работа с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Психологи считают, что проблема творчества – проблема века, а талантливые дети – интеллектуальный и творческий потенциал страны.

В Дубне работа по выявлению и сопровождению одаренных детей ведется с 2001 года. Так поддерживается высокий научный потенциал города. Опыт работы образовательных учреждений города обеспечил построение эффективной системы и определение управленческих стратегий по реализации городской целевой программы «Одаренные дети», направленной на реализацию и развитие системы поддержки талантливых детей и молодежи в области творчества, эстетического, интеллектуального и физического развития. Оригинальное мышление ребят выявляют предметные олимпиады, научно-практические конференции, различные творческие конкурсы, фестивали, соревнования по различным направлениям образовательной деятельности – спорту, художественному творчеству, техническому мастерству.

В городе созданы все условия для реализации данной программы как в материально-техническом плане, так и в нормативно-правовом поле, имеются высокий кадровый потенциал, заинтересованность социальных партнеров, высокая мотивация учащихся. Для нестандартно мыслящих порой необходимы ускорение обучения (позволяет учесть особенности одаренного ребенка и избежать скуки и отсутствия интереса к учению), изменение и обогащение содержания обучения (углубленное изучение отдельных предметов и целых научных областей, позволяющее детям с высоким уровнем способностей продвигаться в освоении интересующих их проблем). Также нужно развивать их творческое (дивергентное) мышление.

Социальный эффект от реализации системы работы с одаренными детьми мы оцениваем следующими параметрами: определение в динамике потенциала знаний и сферы интереса учащихся, обеспечение равного доступа к полноценному качественному образованию, поддержка наиболее одаренных и талантливых детей, оказание помощи выпускникам в выявлении их профессиональных возможностей.

Дубне есть чем гордиться. Накоплен неплохой опыт подготовки учащихся к олимпиадам, творческим конкурсам, научно-практическим конференциям школьников. Проводится комплексный психолого-педагогический мониторинг по сопровождению талантливых детей. Осуществляется на деле социальное партнерство (Объединенный институт ядерных исследований, государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Международный университет природы, общества и человека «Дубна», МФТИ, МГУ, Центр детского и юношеского туризма и экскурсий). Организуются лекции ученых на базе общеобразовательных школ города. Реализуются предпрофильная подготовка и профессиональное обучение. Внедряются в практику инновационные технологии, в том числе компетентностный подход в обеспечении качества образования. Есть программа информатизации учебно-воспитательного процесса. Передовые педагогические практики обобщаются и распространяются дальше.

Высокий уровень информационно-технического оснащения муниципальной системы образования в сочетании с современными информационными технологиями позволяет совместно усилиями общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, семьи расширить охват одаренных детей новыми направлениями творческого досуга. В Дубне от учреждений дополнительного образования созданы экспериментальные площадки на базе нескольких школ для отработки направлений деятельности с одаренными детьми в области информационных технологий по направлениям: компьютерная графика, дизайн, детские презентации, детские сайты, пресс-центр.

Работа с векторной, растровой графикой, проведение работы над дизайн-проектами, разработка своих web-сайтов предоставляет широкие возможности одаренным детям для самореализации.

С целью широкого внедрения информационных технологий в учебно-воспитательный процесс, выявления и поддержки одаренной молодежи проводятся городские конкурсы по информационным технологиям, которые применяются в составлении школьной фотохроники и используются при создании школьной фотохроники, детских сайтов. Детские городские конкурсы входят в муниципальную программу «Одаренные дети», одновременно они являются мониторингом работы дополнительного образования.

За 4 года проведения детских городских конкурсов по ИКТ более чем в 4 раза увеличилось число детей, принимающих участие в них, в 3 раза увеличилось число руководителей творческих работ. Возраст учеников не ограничен, начальная школа может делать забавные анимации, а старшеклассники создают работы достаточно сложные в технологическом плане.

Вырос интерес к изучению информационных технологий после фестиваля «Компьютер-2007», который стал ежегодным. Учитывая то, что на фестивале представлялись лучшие работы, это явилось мотивацией для других ребят и вызвало большой интерес со стороны педагогов.

В лицее №6 им. академика Г.Н.Флерова исследовательская деятельность реализуется как самостоятельный компонент образовательно-воспитательного процесса. Формы поддержки работы с одаренными детьми различны: предметные олимпиады, конференции, работа школьного театра «Экополис». Стало ежегодным проведение Международной научно-практической школы-конференции «Флеровские чтения». С целью объединения творчески работающих лицеистов для дальнейшего совершенствования знаний, расширения научного кругозора, реализации интересов в исследовательской сфере, обмена опытом группой активных одаренных ребят, желающих реализовать свои потребности в развитии интеллекта, приобретении новых знаний и умений, было создано научное лицейское общество – НЛО, которое является организационной структурой управления исследовательской работой. Научное лицейское общество имеет свой устав, структуру и президента. Работа НЛО осуществляется в четырех секциях: физико-математической; химико-биологической; историко-культурологической и экономико-географической. Приобщение талантливых и способных ребят к научно-исследовательской работе, разработке проектов, выполнению творческих работ позволяет создать благоприятные условия для самообразования и профессиональной ориентации.

Большой положительный опыт выявления, развития и сопровождения одаренных детей накоплен в лицее «Дубна». В 2005-2006 учебном году управляющий совет лицея определил поддержку талантливых детей и педагогов (выделение гранта на организацию научно-исследовательской деятельности) как приоритетное направление своей деятельности, так как научно-исследовательская деятельность (атрибут цивилизованного общества) все больше проникает в школьную жизнь. Управляющий совет намерен поддерживать талантливых детей и учителей, создающих имидж лицея как учреждения повышенного статуса. Совместная работа, сотрудничество учителей и лицеистов, выходит за традиционные рамки урока и внеклассных мероприятий.

Основные формы работы с одаренными детьми в лицее «Дубна»: элективные курсы, ученическая конференция, предметная неделя, научное общество учащихся, кружки, студии, объединения, групповые занятия с одаренными детьми, спецкурсы, интеллектуальные марафоны, профильное обучение, комплексный психолого-педагогический мониторинг, конкурсы. Система работы с одаренными детьми в лицее направлена на совершенствование и инновационное развитие образования, целенаправленное выявление и сопровождение одаренных детей, стимулирование творческой одаренности детей, создание условий для реализации творческих способностей талантливых детей в учебном процессе и поисковой деятельности. Цель данной работы – обеспечить возможности творческой самореализации одаренной личности в различных видах деятельности, развить умения детей быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, решать проблемы и выполнять работы, которых сейчас еще не существует, природа которых не может быть даже угадана сейчас. Для этого и была в лицее выстроена концепция образования, ориентированная на профильное изучение предметов. В лицее «Дубна» научно-исследовательская деятельность осуществляется на трех уровнях:

1-й – работа отдельных педагогов по вовлечению учащихся в научно-исследовательскую деятельность, когда последняя понимается как форма учебной работы;

2-й – исследовательская деятельность развивается на уровне учреждения и осознается как инновационный подход к ведению образовательной деятельности; возникает определенная структура, осуществляющая связь с другими образовательными учреждениями.

В августе 2008-го лицей «Дубна» и гимназия №3 Дзержинского подписали соглашение о сотрудничестве в области образования, реализации совместных образовательных проектов, в том числе поддержке молодежи в ее стремлении расширить свои возможности в образовании и приобретении навыков для дальнейшей успешной деятельности. Лицей «Дубна» также сотрудничает с классической гимназией Санкт-Петербурга;

3-й уровень – к системе научно-исследовательской деятельности лицея подключаются научные учреждения, обеспечивая регулярное научно-методическое руководство (МФТИ, Объединенный институт ядерных исследований, Международный университет природы, общества и человека «Дубна»).

Что привлекает учащихся в научно-исследовательской деятельности? Некая парадоксальность, некий алогизм.

Высокая результативность сложившейся системы работы с одаренными детьми обеспечивается тем, что уже с начальной школы у детей целенаправленно формируют познавательную активность. Начиная с 4-го класса дети принимают участие в традиционной городской научно-познавательной конференции «Шаг в науку», где о своих маленьких научных открытиях рассказывают юные исследователи из разных отраслей науки. Работают секции естественно-математических и гуманитарных наук. В работе конференции заинтересованы родители, учителя юных дарований, научная элита города. Они активно включаются в подготовку и проведение конференций. Обязательные гости на каждой конференции – представители городской прессы, которые потом освещают итоги на страницах печатных изданий, в телевизионных программах, на сайте администрации города. По итогам конференции издаются городские сборники материалов юных участников. А в конце учебного года проводится городской праздник для учащихся младших классов, где отмечаются достижения детей в научной, спортивной, культурной деятельности. Все юные таланты обязательно отмечаются дипломами и ценными подарками.

Если прав Сократ, утверждавший, что «нельзя научить, можно только научиться у того, кого ты любишь», то огромная роль в работе с одаренными детьми отводится личности учителя-профессионала. Только тот учитель способен приобщить учеников к научно-исследовательской деятельности, кто сам ею занимается, кто понимает, что одаренный ребенок – это сокровище, это богатство государства, это элита общества.

В городе сложились традиции поощрения и стимулирования деятельности педагогов, показывающих высокие результаты в обучении. Академик РАН, профессор, директор Объединенного института ядерных исследований Алексей Сисакян, вручая грант лучшим учителям города на церемонии 2009 г., сказал: «…Сегодня самое важное – выиграть борьбу за молодежь. Нам бы очень хотелось, чтобы она шла в науку. По традиции в день рождения ОИЯИ мы вручаем гранты Объединенного института лучшим учителям за тот великий вклад, который они вносят в наше общее дело. Научная Дубна начинается с вашего труда».

Ежегодно наши старшеклассники награждаются стипендиями администрации города, губернатора Московской области Бориса Громова, Премией Президента РФ.

В течение 9 лет проводятся встречи главы города Валерия Проха с победителями всероссийских олимпиад, региональных научно-практических конференций и конкурсов, проводимых и их учителями.

Работу с одаренными детьми мы рассматриваем как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования. Как поиск. Как практическую деятельность. Как опыт, посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины.

Алла БОГОЯВЛЕНСКАЯ, директор Центра развития образования, Дубна

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте