search
main
0

Непрерывно – значит хорошо Мы научились воспитывать детей в детсадах, хорошо учить их в школе, на уровне самых современных требований готовить в вузе

Приглашаем вас на Кубань – солнечный край на побережье двух теплых морей в обрамлении зеленеющих Кавказских гор, с бесконечными садами и виноградниками, где живут жизнерадостные и сильные люди. Здесь есть все: в реликтовых лесах бьют целебные минеральные источники, в руслах горных рек прячутся золото и серебро, степи покрыты самым плодородным в мире слоем чернозема, а толщи Земли наполнены запасами лучших в стране нефти и газа.
Кавказ – колыбель человечества, многие тайны истории цивилизации открывают поселения людей каменного века, загадочные дольмены, скифские курганы, античные городища греческих поселенцев, легендарная Тмутаракань. Именно вдоль берегов нынешней Кубани путешествовал Одиссей и плыли аргонавты за золотым руном, по ее степям совершали свои набеги амазонки, а к одному из утесов, по преданию, был прикован Прометей…
Кубань издавна славится педагогическим новаторством и мастерством, то и дело ставя рекорды по количеству федеральных экспериментальных площадок, по числу негосударственных вузов, а сегодня – по уровню развития системы непрерывного образования.
Анализу опыта и перспектив развития системы непрерывного образования в Краснодарском крае были посвящены Дни министерства образования на Кубани и выездное совещание коллегии министерства, которое одобрило опыт образовательных учреждений края и определило систему мер по их поддержке на федеральном уровне.

Но с завершением очередного этапа обучения рушится привычный устоявшийся мир подрастающего человека. Вместо естественного перехода на следующую ступень он оказывается перед чередой труднопреодолимых препятствий: отбор первоклассников в престижные гимназии, высокие требования вступительных экзаменов и тестов для абитуриентов.
Избавиться от множества “несостыковок”, связать единым стержнем каждый из успешно работающих блоков для комфортного передвижения по их лабиринтам должна создаваемая в стране система непрерывного образования.
Какой ей быть – вопросов пока множество. Но даже первый опыт показал удивительные результаты.
– Мы находимся на этапе становления системы непрерывного образования. А в Краснодарском крае уже накоплен интереснейший опыт в реализации этих программ, – сказал, открывая заседание коллегии, министр образования РФ Владимир Филиппов.
А первый заместитель министра Александр Киселев подробно проанализировал, что же удалось сделать на Кубани.
– Здесь на систематической, программной основе обеспечивается взаимосвязь и преемственность семейного, дошкольного и начального общего образования, используются вариативные наборы учебных программ, многоуровневая подготовка и “сквозные программы” в учреждениях общего и профессионального образования, – заметил Александр Федотович и привел особенно яркие примеры. – Армавирский пединститут включил в свою учебно-научно-методическую структуру Усть-Лабинский социально-педагогический и Ейский педагогический колледжи, две городские школы. Краснодарское высшее педучилище N 3 объединяет педагогические классы пяти школ в Краснодаре и одной – в Славянске-на-Кубани. Туапсинский педагогический колледж сформировал сквозные учебные планы и программы с Ростовским госпедуниверситетом, Сочинским университетом туризма и курортного дела, лицейскими классами нескольких муниципальных и частных школ. Тихорецкий техникум железнодорожного транспорта осуществил стыковку программ с Ростовским техническим университетом, Туапсинский морской гидромедтехникум – с Санкт-Петербургским гидромедуниверситетом.
– Такие образовательные учреждения востребованы обществом. Они создаются не потому, что их кто-то придумал и “внедряет”, а потому, что решают реальные задачи и возникают на всех уровнях. От дошкольного до университетского, – подчеркнул Александр Киселев. – Мы считаем целесообразным провести эксперименты по апробации региональных систем непрерывного образования не только в Краснодарском крае, но и в других территориях страны.
Кроме того, важно вместе разрабатывать механизм сопряжения регионального и федерального компонентов образовательных стандартов.
Какие из кубанских нововведений оказались особенно удачными, какие проблемы обнажил первый опыт? Пожалуй, первостепенный вывод: развитие стало возможно благодаря поддержке местной власти.
– Десятилетие реформ у нас началось с разработки региональной концепции развития образования и программы развития высшего образования края, рекомендованных позже министерством для внедрения по всей стране, – рассказал заместитель председателя правительства края Н. Денисов. – Сейчас, кстати, их продолжением стала многоуровневая региональная программа развития образования до 2005 года.
На первом этапе поиска появилось множество федеральных, региональных и муниципальных экспериментальных площадок, практически такой единой площадкой и стала вся Кубань.
Как известно, в России успех в делах начинается с формулы “лишь бы не мешали…” А уж если помогают!.. За пятилетие увеличилось число школ, лицеев и гимназий, вдвое больше стало техникумов и колледжей, появились десятки филиалов столичных вузов и двадцать негосударственных институтов. Даже на селе вместо обычной школы или ПТУ появились учебные комплексы с непрерывным образованием от детского сада до вуза. Такая система прежде всего сложилась в педагогическом обучении, и теперь двое из каждых пяти выпускников педколледжей продолжают учиться в вузах по сопряженным учебным планам и программам.
Вузы вместе с колледжами и базовыми школами создают учебно-научно-методические комплексы. Вместе с предприятиями и НИИ – научно-производственные.
Как и любое новое дело, первый опыт показал немало нерешенных проблем.
– Сегодня работу сдерживают отсутствие федерального закона о госстандарте основного общего образования, нечеткая нормативно-правовая база новых видов образовательных учреждений и способов взаимодействия между ними, – перечислял Н. Денисов.
А на местах, в глубинке, и трудностей, как водится, еще больше. Несмотря на восторги по поводу успехов профессиональных лицеев, к их существованию пока точнее всего подходит формула “инициатива наказуема”, причем самым крамольным оказывается… факт их появления.
– Сделайте подарок в честь 60-летия профобразования – узаконьте наше существование! – от имени профессиональных лицеев края попросил министра директор одного из них – лицея N 59 Каневского района А. Литвиненко. – Создайте для нас правовую базу, госстандарт. Лишь совсем недавно и тоже к юбилею – 50-летию – в стране были созданы высшие профучилища, а теперь, похоже, их уже готовы ликвидировать. Осталось убрать от нас общеобразовательную подготовку и вернуться к ремеслухе? И то, что совсем недавно называлось кузницей кадров, превратится в обыкновенную “кузню”. Но уже сегодня знания наших выпускников позволяют им поступать в вузы – это ли не главное доказательство качества обучения. Во многих школах мы ведем допрофессиональную подготовку, и проблем с комплектованием у училищ нет: ежегодно сюда приходят более четверти девятиклассников.
– Профучилища зачастую оказываются главными образовательными центрами малых городов и сельских районов и просто обречены действовать в логике непрерывного образования. Все чаще они становятся для ребят единственной возможностью получить специальность, – говорит директор педагогического колледжа станицы Ленинградская В. Бауэр. – Формирование разноуровневого образовательного комплекса у нас началось в 1989 году, когда в него вошли педучилища, базовый детский сад и начальная школа. Через пять лет была развернута гимназия с гуманитарной направленностью, создан филиал Армавирского пединститута, заключен договор с краевым институтом дополнительного педагогического образования. Новой сферой наших интересов стало образование взрослых, к которому мы намерены привлечь самые различные слои местного населения. Начали пока с подготовки операторов ЭВМ, секретарей-референтов, обучения взрослых иностранному языку. Впереди – широкий спектр краткосрочных спецкурсов по конфликтологии, имиджелогии, ортобиотике, психологии общения.
Система непрерывного образования приносит успех каждому, кто оказывается в нее вовлеченным. Ребенку помогают уверенно переходить с этапа на этап преподаватели со следующей, более высокой ступени; вуз получает выпестованных им абитуриентов с развитым исследовательским, творческим потенциалом; а страна – больше специалистов разных уровней, сознательно сделавших свой выбор.

Любовь СУСЛОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте