Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Непонятного не бывает. Система изучения предмета крупными блоками

Учительская газета, №51 от 21 декабря 2010. Читать номер
Автор:

Необходимо с младенческого возраста приучать детей к плодотворному умственному и физическому труду. Это залог процветания России.

Суть моей методики такова. Начнем с вводного урока. На нем разбирается сразу весь раздел в общем виде, с выводом некоторых законов, формул для ознакомления, а не пункт раздела, когда непонятно, к чему прилепить те или иные знания, и невозможно мотивировать ученика, объяснить, что эти знания ему пригодятся. А объяснять обязательно надо. Если не объяснишь, зачем эти знания будут нужны, их просто никто не усвоит. По идее каждый пункт в разделе надо пояснять, чтобы понять суть темы. А в преподавании крупными блоками потребность объяснять, зачем и почему изучаем ту или иную часть раздела, отпадает. Мы изучаем сразу весь раздел, все очевидно, закономерно, логично, вытекает одно из другого. Но это очень большой объем знаний, его надо многократно повторять и изучать. Этим мы впоследствии и занимаемся. После введения в тему я пробегаюсь по задачам, какие-то решая устно, а какие-то сообща и письменно. Вызываю к доске ученика не по моему, а по его желанию. Он решает у доски задачу, и все, как в азартной игре, рассуждают, подсказывают, участвуют. Причем дети не напрягаются, не волнуются из-за того, что могут заработать двойку, такое исключено. На первом уроке мы усвоили законы, вывод некоторых теорем, формул, задачи и способы их решения. Произошло знакомство с материалом, который дома надо будет повторить, вникая в тонкости, подробности, решая задачи всего раздела, пропуская и отмечая те, что не получились, их разберем в классе. Когда ребята знают, что им надо за неделю решить 120 задач, они начинают усиленно  работать, чтобы разделаться с ними и освободить время. Поверьте, дети намечают себе большие планы, если видят всю поставленную перед ними цель. А если их наградить за каждые пять задач пятеркой, они становятся еще более работоспособными.***После вводного урока дается задание на дом: ознакомиться со всем разделом и со всеми задачами в нем. То есть предлагается читать, пытаться понять, готовиться задавать вопросы на следующих уроках по теме, если что непонятно, решать понятные и простые задачи из всего раздела. В разделе, как правило, очень много заданий, которые можно решить устно, а ответы записать в тетрадь. Трудные задачи можно оставить для урока, а если кто-то сам  может разобрать – какая гордость, и оценки достойные! Правда, многие дети, решив задачу устную, хотят за нее получить пятерку, но надо объяснить, что «отлично» ставится за пять вот таких задач, четверка – за пять других задач, а вот за эти получишь лишь тройку. Как же дети стремятся перейти из одной категории в другую! Они сами себя оценивают и к пятеркам приходят очень быстро. Они  читают теорию, решают все задачи, они знают, что учатся отлично. Какая же гордость у таких детей за сам процесс образования, в котором они активные участники, а не мученики! Знаю множество детей, которым учителя отравили существование тем, что никогда выше четверки им не ставили, как бы они ни учились. Пусть будет благословен тот учитель, который никогда не унизил ребенка необъективностью оценки его знаний.***Далее происходит отработка темы, решение особо сложных задач с объяснением и пояснением. Дети ничего не боятся. Они не трясутся перед незнакомой задачей, не боятся получить двойки. Зачем двойки, если есть время спокойно разобраться в задаче, решить ее, сдать  теорию и практику. Причем тогда, когда им удобно. Кто-то на втором уроке после начала изучения темы, кто-то позже. Кто-то быстро понял и усвоил, кому-то надо время, чтобы тема устоялась. Я назначаю учеников, которые сами все быстро усвоили и сдали, консультантами, им отвечают дети, которые позже выучили тему. Получается, что, принимая зачеты, эти дети снова повторяют материал. Замечательное вложение знаний в долгосрочную память! Эти дети, не перетруждая себя, могут любой материал рассказать и пояснить кому угодно, для чего угодно, на любых экзаменах. Какая у них великолепная логика! Да, возникает проблема необучаемых детей и при такой методике, но они так вовлечены в процесс обучения на своем уровне, так честно зарабатывают свою тройку, что у них просто нет желания бездельничать и мешать уроку. И уровень  знаний у моих троечников существенно выше, чем у тех, кто по обычной методике не зарабатывает оценки, а просто их получает за то, что отсидел урок, и ладно.Получается, что, изучая всю тему, весь раздел сразу, мы повторяем его ровно столько раз, сколько уроков отведено на этот материал, – трижды, четырежды. Когда же мы работаем по пунктам, а не по всему разделу, ребенок слышит материал только один раз. Представим, что он слушал невнимательно или болел, а на следующем уроке дается новый материал, и он снова прозевал его усвоить, так накапливается непонимание того, что изучают, а потом вообще теряется интерес к предмету. А тут одна тема повторяется многократно. ***Изучение первой темы, раздела подходит к завершению, завтра начнется новая тема. И вот главная идея моей проверенной годами методики – ребята дома не повторяют пройденную тему, а я даю задание почитать новую тему, новый раздел, который будем изучать на следующем уроке.Что происходит? Дети знают, что мы будем изучать. Они посмотрели доказательства теорем, выводы формул, посмотрели уровень сложности новых задач. Они отметили для себя, где и что они совсем не понимают, что им немного не ясно, какие вопросы они хотят задать учителю, чтобы разобраться в хитросплетениях нового раздела. Они не идут на урок, на лекцию, как на загадочный аттракцион, где ничего не известно из того, что будут изучать. Представляете, каким должен быть такой учитель, который работает по этой методике? Он должен быть готов к предмету, как Бог! Он должен любить свой предмет. Он должен быть готов ответить на любой вопрос ребенка. А если дети еще и почитали по этой теме дополнительную литературу? Какие вопросы они могут задать? Вы представляете, какими наши дети будут образованными?! ***Представим, что детям дали читать по разделу на каждом предмете. Справятся они с такой огромной задачей? Нет, конечно! Поэтому необходимо объединять уроки по одному предмету в один день, при этом ставить ежедневно не более двух предметов, третий может быть таким, к которому не надо готовиться, например, физическая культура, музыка. Чтобы можно было больше изучить и отработать, надо, например, иметь в день три математики, две физики, музыку и урок технологии. Тогда и учебников тоже меньше носить придется. Но когда проводишь сдвоенные уроки, приходится вкалывать. Мне, например, приятно выкладываться, когда дети работают, когда время летит и его всегда не хватает. Мне такой подход кажется очень симпатичным! Дети настроены на один предмет, они разработались, хорошо и много решают, им не надо перестраиваться с предмета на предмет каждый урок. Они и новое учат, и старое вспоминают, подискутировать успевают, решать много успевают, настраиваются на долгую и плодотворную работу. Можно дать задание  по всем предметам и сразу – это не страшно, главное, чтобы не получилось, что все в один день контролируют по всем предметам сразу. Отработка тем по предметам происходит не в один день, а в разные дни. Давая задание, учитель четко  должен определить время, за которое этот материал должен быть изучен: неделя, пять дней, десять дней. Если на тему будет дана неделя или десять дней, то ребенок не испугается  огромного объема задания, ведь он сам решает, что, когда и по сколько он будет читать, решать, учить. Историки, например, раз в неделю проводят урок. Материала только коснулся, следующую неделю уже другая тема на подходе. Вскачь, вприпрыжку проходит изучение нового материала. Дети не только не понимают отрывочных событий и фактов, они и эпоху никогда не смогут понять и ощутить. Дайте нормальную программу школьникам, студентам, детсадовским детям. Программу такую, которая будет интересной, поучительной, разумной, простой, но не примитивной, а понятной для ребенка. Если уж загружать детей, то сложными творческими задачами, имеющими практическую направленность, развивающими нестандартное мышление. ***Итак, мою методику можно описать несколькими словами. Преподавать предмет крупными, логически завершенными блоками, объединяя по несколько уроков в день, отрабатывать теоретический и практический материал, заранее давая детям задание прочитать его. Ни в коем случае не позорить ребенка публичным ответом, заставляя его решать неизвестную ему задачу, которую он в глаза не видел до сих пор. Поставьте его с собой в равные условия: учитель готовится дома к уроку, решая задачи, вот и ученик должен делать так же! Решая большое количество подобных задач, ребенок легко и непринужденно сдаст любую контрольную работу, любой экзамен. Решение задач должно быть особым увлечением учителя, чтобы дети смогли полюбить его так же. Решать задачи надо разными способами: выражением, уравнением. Делать это надо быстро, непринужденно, не занимаясь тягомотиной, расписывая с малышами выполнение и объяснение каждого действия. Ведь главное, чему ребенок должен научиться на уроке математики, – решать задачи. Помните, учитель – не экзаменатор! Он должен, обязан учить не сухо, академически, а сделать сложное простым для понимания, легким для запоминания. Не говорить: «Запомни, заучи!», а помочь разобраться, понять, ассоциативно запомнить, чтобы не отбить охоту у ребенка задавать тебе вопросы, не отбить охоту к учебе. Даже расставить ударения в определении надо так, чтобы ребенку стало все понятно. Ведь вообще-то непонятного не бывает, бывает непривычное, а привыкнув, можно уверенно смотреть в будущее. Помочь привыкнуть к предмету может только учитель… ​Татьяна ОЛИНЕВИЧ, учитель математики и информатики, пенсионер, Москва


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту