search
main
Топ 10
Откуда берется лень у подростков и что с ней делать Этот день настал: 7 декабря одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение Минобрнауки: отсрочкой от армии можно воспользоваться только один раз Педагогические династии были представлены на межрегиональном конкурсе Учителя Ульяновской области станут зарабатывать больше Глава Роспотребнадзора объяснила, когда школьников могут отправить на дистант Повышение зарплат учителей, обязательная школьная форма, итоговое сочинение — новости образования Рособрнадзор: будет сформирована новая система показателей для оценки качества образования Перенос итогового сочинения, школа без контрольных работ, финалы ВСоШ - главные новости образования Очередной Всероссийский открытый урок будет посвящен Героям Отечества Студентам белгородских колледжей на время дистанта будут выдавать сухпайки В первом чтении принят закон, позволяющий переводить школы с муниципального уровня на региональный Глава РАО озвучила причины высокой учебной нагрузки в школах Педагогов приглашают поучаствовать в марафоне «Как внести творческий воспитательный компонент в школьный урок» В подмосковных школах стартовала неделя функциональной грамотности Игрушки — дело серьезное: дискуссия экспертов в сфере образования и промышленности игр и игрушек В школьных учебниках могут появиться разделы о выдающихся российских ученых Школьники рассказали, что думают о новых правилах итогового сочинения В Подмосковье упростили регистрацию на ОГЭ и ЕГЭ В Москве состоится Всероссийский педагогический конгресс «Подготовка учителя будущего поколения»
0

Неотвратимость наказания. Тема «Преступление и юридическая ответственность». 9-й класс

Сегодня правонарушения и даже преступления совершают уже не 16-17-летние подростки, а ребята, которым едва исполнилось 14 лет. Нередко они нарушают закон, не ведая, что творят, считая это невинной шалостью, не зная, что за это они понесут наказание. Поэтому очень важно в 9-м классе, а может быть, и раньше знакомить детей с этой частью Уголовного кодекса.

В беседе на такую тему следует обратить внимание учеников на то, что общественные отношения регулируются различными нормами (этическими, нравственными обычаями и традициями, экономическими и, что особенно важно, правовыми). Поведение человека, в том числе и несовершеннолетнего, которое противоречит нормам права, опасно для общества, называется противоправным.

Работа в малых группах

Ученикам предлагается ознакомиться с материалами учебника А.Кравченко «Обществознание», затем назвать признаки правонарушения.

Правонарушение от другого поступка человека отличают следующие особенности:

1. Общественная опасность (причинение вреда обществу или отдельным его гражданам).

2. Противоправность (запрещенность уголовным законом).

3. Виновность.

Работа с понятиями

Вина – это психическое отношение к своему противоправному действию и его результату.

Задание: рассмотрите материал этого параграфа, составьте таблицу.

Случаи возникновения вины:

Умышленный: когда правонарушитель осознает общественно опасный, вредный характер своих действий и их результатов.

Прямой: нарушитель желает их наступления.

Косвенный: нарушитель допускает, что они наступят.

По неосторожности:

Преступная самонадеянность: правонарушитель понимает и предвидит возможную опасность своих действий, но легкомысленно полагает, что сумеет ее избежать.

Преступная небрежность: правонарушитель не предвидит вредных последствий, но обязан их предвидеть.

Задание: рассмотрите предложенные вам ситуации и, пользуясь ПОПС-формулой, объясните, является ли данное деяние противоправным и почему.

ПОПС-формула:

П – позиция

В чем заключается твоя точка зрения – Я считаю, что…

О – обоснование

Довод в поддержку твоей позиции – … потому, что…

П – пример

Факты, иллюстрирующие твой довод, – … например, …

С – следствие

Вывод: призыв к принятию твоей позиции либо повторение чьей-то позиции – … поэтому …

Ситуации:

1. Двое подростков зашли в парикмахерскую, но не для того, чтобы привести в порядок свои прически, а ограбить мастера. Избив парикмахершу резиновой дубинкой, «клиенты» сорвали с ее шеи золотую цепочку с кулоном, взяли из шкафа норковую шубу и шапку. В тот же день один из грабителей был задержан. Им оказался 16-летний учащийся профтехучилища. Личность другого участника пока не установлена, но похищенное уже изъято.

2. В милицию поступило сообщение о том, что школа заминирована. Ученики и учителя были срочно эвакуированы, но взрывное устройство обнаружить не удалось. Зато был установлен и задержан телефонный «аноним».

3. На станции К. милиция задержала 42-летнего монтера и его 15-летнего сына, которые сматывали провод с линии электропередачи. Эта семья уже присвоила 40 кг алюминия, когда их застала милиция. Во время обыска квартиры было найдено еще 10 кг алюминия.

Дисциплинарный проступок

Дисциплинарная ответственность в виде взысканий: замечание; выговор; увольнение. Материальная ответственность рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию при исполнении трудовых обязанностей.

Преступление. Уголовная ответственность наступает с 14 лет за серьезные преступления, а с 16 лет – за все виды преступлений (за приготовление к преступлению, покушение на преступление, соучастие в преступлении, недонесение о преступлении и само совершение преступления) и выражается в применении уголовного наказания. Это обязательные и исправительные работы; арест; ограничение свободы; ограничение по военной службе; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь. В совокупности с ними могут применяться: лишение специального воинского или почетного звания, классного чина, государственных наград, конфискация имущества; штраф; лишение права заниматься определенными видами деятельности или занимать определенную должность.

К несовершеннолетним, совершившим преступление небольшой или средней тяжести впервые, применяются не все виды наказаний, исключаются:

смертная казнь;

лишение свободы на срок более 10 лет;

исправительные работы на срок более 1 года;

арест – от 1 до 4 месяцев применяется с 16 лет.

Могут применяться принудительные меры воспитательного воздействия:

предупреждение;

передача под надзор родителей;

возложение обязанностей загладить причиненный вред;

ограничение досуга.

Уголовная ответственность не наступает в случае:

необходимой обороны;

крайней необходимости;

физического или психического принуждения;

обоснованного риска;

исполнения приказа или распоряжения.

Домашнее задание: подготовиться к мини-дебатам «Возраст, с которого наступает уголовная ответственность, необходимо снизить».

Ольга СЕВЕРИНА, учитель обществоведения, Волгоград

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте