Сегодня правонарушения и даже преступления совершают уже не 16-17-летние подростки, а ребята, которым едва исполнилось 14 лет. Нередко они нарушают закон, не ведая, что творят, считая это невинной шалостью, не зная, что за это они понесут наказание. Поэтому очень важно в 9-м классе, а может быть, и раньше знакомить детей с этой частью Уголовного кодекса.
В беседе на такую тему следует обратить внимание учеников на то, что общественные отношения регулируются различными нормами (этическими, нравственными обычаями и традициями, экономическими и, что особенно важно, правовыми). Поведение человека, в том числе и несовершеннолетнего, которое противоречит нормам права, опасно для общества, называется противоправным.
Работа в малых группах
Ученикам предлагается ознакомиться с материалами учебника А.Кравченко «Обществознание», затем назвать признаки правонарушения.
Правонарушение от другого поступка человека отличают следующие особенности:
1. Общественная опасность (причинение вреда обществу или отдельным его гражданам).
2. Противоправность (запрещенность уголовным законом).
3. Виновность.
Работа с понятиями
Вина – это психическое отношение к своему противоправному действию и его результату.
Задание: рассмотрите материал этого параграфа, составьте таблицу.
Случаи возникновения вины:
Умышленный: когда правонарушитель осознает общественно опасный, вредный характер своих действий и их результатов.
Прямой: нарушитель желает их наступления.
Косвенный: нарушитель допускает, что они наступят.
По неосторожности:
Преступная самонадеянность: правонарушитель понимает и предвидит возможную опасность своих действий, но легкомысленно полагает, что сумеет ее избежать.
Преступная небрежность: правонарушитель не предвидит вредных последствий, но обязан их предвидеть.
Задание: рассмотрите предложенные вам ситуации и, пользуясь ПОПС-формулой, объясните, является ли данное деяние противоправным и почему.
ПОПС-формула:
П – позиция
В чем заключается твоя точка зрения – Я считаю, что…
О – обоснование
Довод в поддержку твоей позиции – … потому, что…
П – пример
Факты, иллюстрирующие твой довод, – … например, …
С – следствие
Вывод: призыв к принятию твоей позиции либо повторение чьей-то позиции – … поэтому …
Ситуации:
1. Двое подростков зашли в парикмахерскую, но не для того, чтобы привести в порядок свои прически, а ограбить мастера. Избив парикмахершу резиновой дубинкой, «клиенты» сорвали с ее шеи золотую цепочку с кулоном, взяли из шкафа норковую шубу и шапку. В тот же день один из грабителей был задержан. Им оказался 16-летний учащийся профтехучилища. Личность другого участника пока не установлена, но похищенное уже изъято.
2. В милицию поступило сообщение о том, что школа заминирована. Ученики и учителя были срочно эвакуированы, но взрывное устройство обнаружить не удалось. Зато был установлен и задержан телефонный «аноним».
3. На станции К. милиция задержала 42-летнего монтера и его 15-летнего сына, которые сматывали провод с линии электропередачи. Эта семья уже присвоила 40 кг алюминия, когда их застала милиция. Во время обыска квартиры было найдено еще 10 кг алюминия.
Дисциплинарный проступок
Дисциплинарная ответственность в виде взысканий: замечание; выговор; увольнение. Материальная ответственность рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию при исполнении трудовых обязанностей.
Преступление. Уголовная ответственность наступает с 14 лет за серьезные преступления, а с 16 лет – за все виды преступлений (за приготовление к преступлению, покушение на преступление, соучастие в преступлении, недонесение о преступлении и само совершение преступления) и выражается в применении уголовного наказания. Это обязательные и исправительные работы; арест; ограничение свободы; ограничение по военной службе; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь. В совокупности с ними могут применяться: лишение специального воинского или почетного звания, классного чина, государственных наград, конфискация имущества; штраф; лишение права заниматься определенными видами деятельности или занимать определенную должность.
К несовершеннолетним, совершившим преступление небольшой или средней тяжести впервые, применяются не все виды наказаний, исключаются:
смертная казнь;
лишение свободы на срок более 10 лет;
исправительные работы на срок более 1 года;
арест – от 1 до 4 месяцев применяется с 16 лет.
Могут применяться принудительные меры воспитательного воздействия:
предупреждение;
передача под надзор родителей;
возложение обязанностей загладить причиненный вред;
ограничение досуга.
Уголовная ответственность не наступает в случае:
необходимой обороны;
крайней необходимости;
физического или психического принуждения;
обоснованного риска;
исполнения приказа или распоряжения.
Домашнее задание: подготовиться к мини-дебатам «Возраст, с которого наступает уголовная ответственность, необходимо снизить».
Ольга СЕВЕРИНА, учитель обществоведения, Волгоград
Комментарии