search
main
0

Необычный урок

Помогли его провести публикации «Учительской газеты»

«Учительская газета» наряду с разнообразными материалами сообщает нам, читателям, и актуальные новости. На этот раз новость грустная: ушел из жизни Виктор Федорович Шаталов…

Очередное занятие со студентами я посвятил памяти Учителя, используя при этом публикации «УГ» разных лет – как самого педагога, так и авторов газеты. А поскольку занятия проводятся в режиме видео-конференц-связи, подготовил в квартире выставку книг Шаталова и о нем из домашней библиотеки. Современные цифровые возможности позволили увидеть и услышать мастера.

Ознакомил, конечно, студентов с отчетом о встрече учителей-экспериментаторов «Педагогика сотрудничества» («УГ» от 18 октября 1986 г.), в которой принял участие и Шаталов, тогда сотрудник Института усовершенствования учителей, учитель школы №5 Донецка. В одной из своих книг – «Эксперимент продолжается» – он писал: «Педагогика как наука необычайно сложна. Не исключено даже, что в природе вообще не существует более сложной науки, чем педагогика. Сложность ее в головоломных сплетениях взаимосвязей сотен тысяч компонентов. Мера же ее ответственности не деталь, не станок – человек!»

Студентов, например, поразил простой расчет, который произвел Шаталов: «Среднее время устной речи каждого ученика в течение 6 уроков рабочего дня – 2 минуты. Найти доказательный путь к увеличению этого времени – это значит решить одну из величайших педагогических проблем». И благодаря разработанной методической системе Виктор Федорович решил эту и многие другие педагогические проблемы, касающиеся каждого обучаемого и их наставников, да и родителей. Очередную свою книгу он назвал «Куда и как исчезли тройки»: Виктор Федорович научился сам и готов был научить всех педагогов так выстроить образовательный процесс, чтобы все дети учились только на четверки и пятерки, причем по всем предметам! Мечта? Да! Но скорее цель, дополненная строгой технологией ее достижения.

Симон Львович Соловейчик, связанный к тому времени со школой почти 25 лет, побывавший уже и в Павлыше у Сухомлинского, посетив первый раз урок математики Шаталова в девятом классе, был поражен: «Если бы мне сказали, что где-то есть класс в обычной, нематематической, школе, где все дети, без исключения, учатся математике потому, что им интересно, а не из-за отметок – все! – то я бы не поверил». Поражало и то, что этот класс к концу девятого прошел всю программу средней школы, и в десятом у ребят был свободный день за счет физики и математики! Все поступили в вузы и учились прекрасно, половина – с повышенной стипендией. Они присылали учителю заверенные деканатами копии зачеток для недоверчивых и неверующих проверяющих, которых у Шаталова всегда было с избытком.

На занятии прочел студентам развернутый материал Виктории Молодцовой «Возвратимся ли к истокам…» («УГ» от 8 февраля 2005 г.), чтобы они лучше поняли и самого донецкого учителя, и нерв отношения к его творчеству в современной России. Рассказ дополнил и некоторыми личными воспоминаниями. Шаталов в ходе своих многочисленных поездок по Советскому Союзу однажды посетил и Ташкент. Я тогда работал в пединституте и уговорил ректора пригласить Виктора Федоровича на встречу со студентами и профессорско-преподавательским составом вуза (ректор сомневался, что лектор сумеет заинтересовать слушателей, представляющих различные факультеты). На сцене у Шаталова были только переносная доска и набор цветных мелков. Когда он закончил полуторачасовое выступление, огромный актовый зал взорвался аплодисментами.

Надеюсь, что мне удалось обратить внимание студентов и на личность Учителя, и на его многогранное педагогическое творчество, которое живет и будет жить в деятельности продолжателей, чтобы у школьников было счастливое детство. А это и есть лучший памятник Виктору Федоровичу Шаталову.

Ефим ШАИН, профессор Тульского госпедуниверситета, Тула

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте