Предлагаем вам необычные задачи по математике для 5-8-х классов, которыми можно дополнить современные школьные учебники. Отличие этих задач от используемых в традиционных учебниках состоит в том, что они знакомят учеников с историей России, архитектурными, культурными и историческими памятниками, а также с творцами нашей истории и культуры – государственными деятелями и мастерами. Решение таких задач повышает интерес школьников к математике и одновременно к истории.
За зиму 1695-1696 гг. на верфях реки Воронеж построили 100 плотов, 300 морских лодок и 1300 стругов.
Строительство флота в селе Преображенском на Яузе и в Воронеже
Более 100 лет Россия, потерявшая в Ливонской войне принадлежавшее ей от Невы до Нарвы побережье Балтийского моря, торговала со странами Западной Европы только через Архангельский порт. Страна нуждалась в доступе к морю в более удобном для мореплавания месте. На Балтике владычествовала могучая Швеция. И Петр, не имея пока сил для сражения с ней, решил отвоевать у Турции крепость Азов, которая преграждала российским судам выход в Азовское море. В 1695 г. 31-тысячная российская армия осадила крепость. После трехмесячных безуспешных боев стало ясно, что овладеть Азовом не удастся, так как 8-тысячному гарнизону крепости с моря помогал турецкий флот. Россия же в то время не имела ни одного военного корабля.
Петр I снял осаду Азова, вернулся с армией в Москву и поставил перед собой и страной, казалось бы, недостижимую цель – создать за год военный флот и с его помощью в 1696 г. овладеть Азовской крепостью. Самое удивительное, что задуманное Петром было выполнено: суда построены, вооружены, экипажи обучены и Азов захвачен.
По велению царя в Голландии купили 32-весельную галеру – судно, которое может двигаться и под парусом, и на веслах. Водой доставили ее в Вологду, оттуда на 20 санях притащили в Преображенское и здесь, взяв галеру за образец, начали строить галеры и брандеры.
На строительство судов на верфи в Москве, их доставку в Воронеж, сборку и спуск на воду ушло всего 5 месяцев (ноябрь-март). Совершенное было делом настолько удивительным, что в Воронеже в честь создания военного флота России была выбита медаль с надписью «Бывает небываемое».
Задача
На верфи в Преображенском зимой 1695-1696 гг. построили галеры и брандеры, причем галер в 5,5 раза больше, чем брандеров. Если бы галер построили на 9 меньше, чем в действительности, а брандеров – на столько же больше, то тогда бы галер и брандеров построили равное количество. Вычислите количество галер и брандеров, построенных в Преображенском.
Ответ: 4 брандера и 22 галеры.
Суда, построенные на верфях Москвы, не были копией голландской галеры, а были на нее лишь похожи, ибо российские корабелы использовали собственный опыт строительства торговых и рыбачьих судов. В зиму 1695-1696 гг. суда строили не только в Москве, но и на верфях вдоль реки Воронеж. Там 26 тысяч плотников под руководством Петра рубили суда привычной для Руси конструкции – плоты, морские лодки, на 20-30 человек каждая, и струги – гребные плоскодонные суда длиной 25-35 м, шириной в 5-7 м. Известно, что большие струги имели команду в 178 человек.
За зиму 1695-1696 гг. на верфях реки Воронеж было построено лодок в 3 раза больше, чем плотов. Стругов – на 900 штук больше, чем плотов и лодок вместе. Вычислите количество плотов, лодок и стругов, срубленных на верфях реки Воронеж в ту зиму, если известно, что стругов построили в 13 раз больше, чем плотов.
Ответ: За зиму 1695-1696 гг. на верфях реки Воронеж построили 100 плотов, 300 морских лодок и 1300 стругов.
Стелла Перли, Борис Перли
Комментарии