Я никогда не сомневался в том, что ЕГЭ вводится ради ГИФО. И еще больше утвердился в этом, когда объявили об эксперименте с ГИФО.
Но если раньше я был противником ГИФО, то сейчас, наслушавшись разговоров о том, что в вузах бюджетные места вовсю покупаются, я изменил свою точку зрения. Правда, с условием “развития предоставления кредитов для платы за обучение”. Это в определенной степени могло бы решить проблему доступности, качества, эффективности на первом этапе, т.е. решить ближайшую цель.
А чтобы решить главную цель – “сделать высшее образование доступным для всех социальных слоев российского населения, повысить его качество, убрать перегрузки”, – необходимо кардинально улучшать всю цепочку учебно-воспитательного процесса, начиная с целеполагания и системы оценивания знаний.
Перед современной школой стоит задача повышения качества образования. Одним ЕГЭ это не решается; его результаты могут в определенной степени говорить о состоянии современного образования – да и то с точки зрения разработчиков КИМов. А ведь это тоже субъективный подход. Ожидать, что учителя, узнав (если это будет возможно) о результатах своей деятельности, бросятся “исправляться”, на мой взгляд, нереально. Кроме того, КИМы должны создаваться на основе стандартов образования, и эта информация должна быть доступна всем: и учителям, и ученикам, и родителям. Здесь речь идет о материале, который выносится на ЕГЭ, с указанием уровня усвоения. Учитель должен знать, чему он должен научить ученика и на каком уровне. Его надо вооружить объективной системой оценки знаний. Конечно, тестовая методика контроля – шаг вперед. Но шкала оценивания на основании КИМов – заданий типа “А, В, С”, – на мой взгляд, слишком завуалирована. Как ее применять при обучении? Кто будет разрабатывать КИМы для предметов? Или при обучении будет применяться другая система оценивания знаний?
Не лучше ли задавать цель обучения в уровнях усвоения, предложенных В.П.Беспалько (или В.П.Симоновым)?
Как мне представляется, пока идут эксперименты с ГИФО и ЕГЭ, необходимо срочно решать проблему с системой оценивания знаний и государственными образовательными стандартами.
И только после этого разрабатывать учебно-методическое обеспечение каждого предмета, включая КИМы по предметам и для ЕГЭ.
Анатолий ШАТУН,
заслуженный учитель РСФСР
Екатеринбург
Комментарии