Москва – город с богатейшей историей и культурой. В сердце каждого москвича есть свой уголок, самый близкий, самый дорогой. Нас, педагогов, родителей и детей, объединил один, совсем небольшой, но уникальный уголок Басманного района.
Раньше это место на карте Москвы называлось Немецкой слободой. Издавна в этих местах, раскинувшихся на берегу реки Яузы, селились иностранцы, московская знать, посольский люд, богатые купцы. Время сохранило в этой части Москвы выдающиеся памятники архитектуры XIV-XV веков – боярские палаты, дворцы, пышные городские усадьбы, нарядные храмы. Многое здесь напоминает о великих сыновьях России – Петре I, Н.Е.Жуковском, М.Казакове, Н.А.Римском-Корсакове, А.М.Васнецове и многих других.Особенно дороги нам места, связанные с жизнью гения русской поэзии А.С.Пушкина. Здесь, в Немецкой слободе, поэт родился, был крещен и провел детские годы жизни. Позже, став великим русским поэтом, А.С.Пушкин вновь вернулся в дорогой его сердцу уголок Москвы, где встречался с друзьями, писателями и поэтами. Здесь, в Немецкой слободе, живет память о поэте.Многим из наших педагогов, родителей и детей посчастливилось родиться, жить на той же улице, где и Пушкин, учиться в школе, носящей имя поэта, и работать в этом удивительном уголке столицы. Всех нас объединяет любовь к родному городу, району, к его богатой истории и культуре, желание передать эту любовь, гордость и восхищение нашим детям.За 20 лет, прошедших со дня открытия детского сада №1808, в ДОУ сформировалось сообщество педагогов-исследователей, желающих и способных разрабатывать формы и методы введения детей в поле классического наследия отечественной культуры, в область русской словесности, истории, музыки, народного творчества и традиций. Педагогический коллектив объединил свои усилия с учителями школы №353 и сотрудниками библиотеки №112, носящих имя великого поэта, и увлек родителей детского сада своей интересной творческой деятельностью по филологическому и патриотическому воспитанию. Школа №353 предоставляет нам возможность проводить свои занятия, конкурсы и викторины в «Палехской гостиной». Благодаря мастерству палехских художников на стенах этой гостиной оживают сюжеты пушкинских сказок. Ежегодно наши воспитанники и их родители приносят цветы к бюсту юного Пушкина и мемориальной доске на фасаде школы. Посещая школу, дети видят, с какой любовью и уважением школьники относятся к творчеству великого поэта.Сотрудники библиотеки №112, носящей имя Александра Сергеевича Пушкина, приглашают наших малышей на экскурсии. На этих увлекательных встречах дети узнают не только о жизни и творчестве поэта, но и об истории библиотеки и создании книг. Наши дети и родители приглашаются на традиционные пушкинские вечера.Классическая и народная отечественная культура прочно вошла в жизнь детского сада, наполнила традиционными культурными смыслами и образами каждый день малышей от трех до семи лет. Коллектив детского сада разработал годовой цикл классических музыкально-литературных вечеров (салонов), погружающих участников в дивную атмосферу традиционных праздников ушедших веков: «Осенняя пора – очей очарованье…»; «Немецкая слобода – родина А.С.Пушкина»; «А.С.Пушкин и М.И.Глинка – гении русской культуры».Первая часть этих вечеров посвящена поэзии А.С.Пушкина и его современников, а вторая – это детские мини-спектакли, живые картинки по сказкам А.С.Пушкина на музыку Н.А.Римского-Корсакова, М.И.Глинки и П.И.ЧайковскогоНа пушкинских салонах бальные наряды, убранство зала, освещение, движения, классическая музыка, исполнение старинных романсов, игра детей и взрослых на музыкальных инструментах, а главное, поэзия А.С. Пушкина – все это облагораживает, вдохновляет, воспитывает в детях и взрослых чувство красоты, гармонии, благоговения перед нашей великой отечественной культурой. На практике выполняются задачи, определенные в Национальной доктрине образования, в которой говорится, что система образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.Следующим этапом работы коллектива должна стать разработка совместных проектов, объединяющих педагогов, детей, родителей и культурные центры района: библиотеки, музеи. Этот проект предполагает: разработку совместных экскурсий, знакомящих родителей и детей с жизнью А.С.Пушкина, его семьей, детскими годами; разработку совместно с библиотекой №112 им. А.С.Пушкина сценария праздника «Пушкинский день России», отмечаемого ежегодно 6 июня, с участием воспитанников детского сада и родителей; разработку цикла экскурсий, связанных с историей великих людей Немецкой слободы: Петром I и его единомышленниками, А.Суворовым, чье детство также связано с нашим районом, композитором Н.Римским-Корсаковым, архитектором М.Казаковым. В ходе этих экскурсий дети и родители ознакомятся с историей, архитектурой и дизайном, этикетом и костюмами того времени.Итогом этих совместных проектов-экскурсий должны стать вечера, посвященные архитектурным памятникам района XVII-XVIII веков: «Музыка в камне», художественно-литературные вечера «Портрет в поэзии, музыке, живописи XVIII века», «Пейзаж в поэзии, музыке и живописи», «Портрет сказочных героев в поэзии А.С.Пушкина и музыке Н.А.Римского-Корсакова».Объединяя усилия педагогов и родителей в желании сохранить память о великом поэте, мы стремились сделать это через лучшие образы классической литературы, живописи, музыки.Т.ШАВЫРИНА, старший воспитатель детского сада № 1808
Комментарии