Мое первое участие в педагогическом профессиональном конкурсе в 2002 году было робким, сложным и неоднозначным.
Открытые уроки, самоанализы, представление собственного опыта, визитки-выступления, собеседования и ответы на вопросы – эти этапы конкурса не вызвали затруднения, так как это все составная часть ежедневной педагогической деятельности. А вот папка-портфолио оказалась самым трудным этапом, ведь это была первая серьезная систематизация собственного опыта. Лауреат окружного конкурса «Учитель года Москвы-2002» – результат неожиданный, но очень приятный! Первый серьезный шаг в педагогической работе был сделан. Знакомство с большим количеством уникальных энергичных людей, которые творят, создают новое, исследуют, экспериментируют, внедряют, ошибаются, анализируют свои просчеты, не падают духом, было чудесным открытием. Тогда родилась идея большого проекта, который хотелось сделать таким, чтобы он нужен был всем!Три следующих года были полны бурной кипучей деятельности. Метод проб и ошибок проходит каждый в своей жизни, но на моем пути встречались потрясающие люди, которые давали советы, делились идеями, приглашали в реализацию имеющихся проектов. Но мне хотелось своего, чего-то нового, необычного, неоднозначного. Именно поэтому в этот период казалось, что я двигаюсь сразу во все стороны, не могу определить, в какую надо, но со временем стало понятно, что это просто такая широкая дорога. В 2006 году в издательском доме «ОНИКС 21 век» издательство «Мир и образование» выпустило мое авторское учебное пособие «Сборник задач по общей биологии для поступающих в вузы», для меня наступил очередной этап систематизации и подведения итогов. Участие в конкурсе ПНПО-2006 было осознанным, трудоемким. Папка-портфолио собиралась уже не так трудно, а вот аналитическая справка стала очередной ступенью для повышения профессионального обучения, конкурс позволил включиться в активную инновационную деятельность, наиболее полно осуществить личностно ориентированный подход к своему профессиональному росту. Победитель конкурса лучших учителей России ПНПО-2006 – результат моей научной и аналитической работы.Следующие три года были не менее бурными и интенсивными. В 2006-2008 годы к авторскому учебному пособию «Сборник задач по общей биологии для поступающих в вузы» я создала программу по общей биологии курса «Основы классической генетики» для учащихся 10-11-х классов и программу элективного курса по биологии «Основы классической генетики и решение задач» (для учащихся 10-11-х классов). Все эти разработки находятся в открытом доступе в сети Интернет для педагогической общественности.В 2008-2009 годах в соавторстве с учителями и методистами Юго-Западного и других округов Москвы мною был создан межпредметный элективный курс «Таблица Менделеева в живых организмах», который получил грант Москвы-2009. Работа над созданием элективных курсов привела к появлению авторских статей по этой тематике не только в печатных педагогических изданиях, а также в сети Интернет. Эти статьи рождались одна за другой, почти сами собой, как результат плодотворной деятельности, одни – серьезные, а другие больше напоминали дружеские советы. В 2008-2010 годах я как учитель-экспериментатор принимала участие в городской экспериментальной деятельности «Ресурсы сетевого взаимодействия как средство развития образовательной среды», результатом сетевого взаимодействия с учителями-новаторами ЮЗАО стал интересный элективный курс «Изучаем экологию города» – учебное пособие для учителя по организации практических занятий «Изучаем экологию города на примере Московского столичного региона». Приведенные в сборнике задания могут использоваться педагогами общеобразовательных учреждений при проведении лабораторно-полевых исследований, при организации различных форм проектной деятельности учащихся в рамках урочных и внеурочных занятий. Более 30 работ этого сборника прошли экспериментальную апробацию в рамках Московской городской экспериментальной площадки по теме «Разработка регионального компонента экологического образования в столичном мегаполисе» (научные руководители член-корр. РАО А.Захлебный, профессор РАО Е.Дзятковская), а также в школах №930, 1995, 827, 1945, приняли участие в окружных, городских и всероссийских уровнях, получив более 100 наград различных достоинств.2011 год стал очередным годом подведения педагогических результатов и участия в профессиональных всероссийских конкурсах. Моя методическая система работы получила высокую экспертную оценку: победитель конкурса лучших учителей России ПНПО-2011 и Национальная экологическая премия «Экомир-2011».В 2012 году выйдет в свет новая линия элективных курсов по экологии «Основы экологической культуры», которая станет факультативным курсом для 6-9-х классов и элективным в 10-11-х классах. В ней учтены основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами для начального общего образования. В ее содержание включаются основы биологии, географии, истории, литературы и других наук, определяющих современную естественно-научную и социальную картину мира. Линия непрерывного экологического образования состоит из четырех учебных модулей. Каждый учебный модуль включает в себя практикум с основами экологического проектирования, программу и методические рекомендации для учителя, CD-диск с иллюстрационными материалами.Ирина БОЛГОВА, заместитель директора по УВР, учитель биологии гимназии №1786
Комментарии