Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Нельзя сокращать финансирование внеклассных мероприятий. Николай СЕРЕБРЯКОВ, директор Куркинской школы, Вологодский район, Вологодская область

Учительская газета, №24 от 16 июня 2009. Читать номер
Автор:

«Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь» – эти ироничные слова великого Пушкина приходят мне на ум, когда я слышу обсуждение на разных уровнях такого аспекта новых образовательных программ, как формирование компетентностей.

Такое ощущение, что именно в этом направлении мы все и движемся – пытаемся внедрить самые разнообразные компетентности в сознание ученика и сделать его таким образом настолько гибким, чтобы он, образно говоря, сегодня у нас занимался бы механизацией, завтра – животноводством, а послезавтра – танцами. Я считаю, что в прежние времена та школа, которую мы называем старой, достаточно хорошо готовила ребенка к выбору своей жизненной дороги. Он ее выбирал, к ней готовился, поступал в соответствующее учебное заведение, оканчивал его и по своей профессии работал. Это шло на пользу государству. А если мы сейчас будем говорить о том, чтобы ребенок обучался сразу всему, то такой и работник у нас будет – что называется, ни там, ни тут. Разве государству это надо?

Вызывают сомнения новые учебные планы, которые публикуются и на которые мы еще не перешли. Я не согласен, например, с предложением объединить физику, географию, химию в один предмет – естествознание, на который будет потрачено в неделю два часа. Хотя я понимаю, что нужно увеличивать в школе, например, часы на преподавание физкультуры, что экономические проблемы надо изучать – но не стоит тратить на экономику полнедели! И вообще говоря, образовательные программы так часто менять нельзя. Учителю нужно пройти круг, оценить изъяны программы, ее пользу.

Как формировать компетентности – понимают ли это сами наши учителя? Большинство понимает в общих чертах саму идею, но не знает, как внедрять ее на практике. А чего нет в сознании учителя, то невозможно воспитать в ребенке. Опять-таки – когда внедрять компетентностные подходы? Предлагается не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. И это на фоне оптимизации образования, когда финансовые затраты на внеклассные мероприятия сокращаются. А ведь за дополнительный труд учителям надо платить. Например, в нашей школе в минувшем учебном году было всего 18 недельных часов на кружковую работу. Из них мы должны были взять часы на подготовку к экзаменам, занятия научного общества учащихся, здоровьесберегающие технологии… Свободных часов практически не осталось.

К сведению

Из статьи 9 главы II Закона Российской Федерации «Об образовании»:

«Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом».


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту