«Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь» – эти ироничные слова великого Пушкина приходят мне на ум, когда я слышу обсуждение на разных уровнях такого аспекта новых образовательных программ, как формирование компетентностей.
Такое ощущение, что именно в этом направлении мы все и движемся – пытаемся внедрить самые разнообразные компетентности в сознание ученика и сделать его таким образом настолько гибким, чтобы он, образно говоря, сегодня у нас занимался бы механизацией, завтра – животноводством, а послезавтра – танцами. Я считаю, что в прежние времена та школа, которую мы называем старой, достаточно хорошо готовила ребенка к выбору своей жизненной дороги. Он ее выбирал, к ней готовился, поступал в соответствующее учебное заведение, оканчивал его и по своей профессии работал. Это шло на пользу государству. А если мы сейчас будем говорить о том, чтобы ребенок обучался сразу всему, то такой и работник у нас будет – что называется, ни там, ни тут. Разве государству это надо?
Вызывают сомнения новые учебные планы, которые публикуются и на которые мы еще не перешли. Я не согласен, например, с предложением объединить физику, географию, химию в один предмет – естествознание, на который будет потрачено в неделю два часа. Хотя я понимаю, что нужно увеличивать в школе, например, часы на преподавание физкультуры, что экономические проблемы надо изучать – но не стоит тратить на экономику полнедели! И вообще говоря, образовательные программы так часто менять нельзя. Учителю нужно пройти круг, оценить изъяны программы, ее пользу.
Как формировать компетентности – понимают ли это сами наши учителя? Большинство понимает в общих чертах саму идею, но не знает, как внедрять ее на практике. А чего нет в сознании учителя, то невозможно воспитать в ребенке. Опять-таки – когда внедрять компетентностные подходы? Предлагается не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. И это на фоне оптимизации образования, когда финансовые затраты на внеклассные мероприятия сокращаются. А ведь за дополнительный труд учителям надо платить. Например, в нашей школе в минувшем учебном году было всего 18 недельных часов на кружковую работу. Из них мы должны были взять часы на подготовку к экзаменам, занятия научного общества учащихся, здоровьесберегающие технологии… Свободных часов практически не осталось.
К сведению
Из статьи 9 главы II Закона Российской Федерации «Об образовании»:
«Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом».
Комментарии