Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Нельзя рубить по живому. Дмитрий Ливанов встретился с сельскими учителями

Учительская газета, №01 от 1 января 2013. Читать номер
Автор:

Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов провел встречу с сельскими учителями – участниками Всероссийского образовательного форума «Общественно-профессиональная оценка качества образования в новых законодательных условиях: опыт города Москвы», который при поддержке Министерства образования и науки РФ и Департамента образования Москвы провела общественная организация «Всероссийское педагогическое собрание». В разговоре о судьбе российской сельской школы приняли участие председатель ВПС Валентина Иванова, заместитель министра Игорь Реморенко, директор Департамента общего образования Елена Низиенко.

Дмитрий ЛИВАНОВ, министр образования и науки РФ:- Мы понимаем, что именно сельские школы наиболее сильно пострадали от депопуляции, от сокращения контингента школьников, от переезда семей из сел в города, следствием чего стало серьезное сокращение сети этих школ, масштабы которого нас поражают. К счастью, мы сейчас имеем положительную демографическую динамику, хотя население в некоторых сельских регионах так или иначе, но будет сокращаться. Нам надо сделать так, чтобы сеть сельских школ не просто сохранить, но и чтобы те высокие стандарты образования, которые мы зафиксировали и ввели, в полной степени обеспечивали образование в этих школах. Нам, посоветовавшись с вами, нужно дать четкие рекомендации регионам, как дальше работать с сельскими школами. Малокомплектных школ у нас много, но понятие «малокомплектная школа» в федеральном законодательстве не зафиксировано, на этот счет каждый регион принимает собственное решение. Нам нужно понять, какая сельская школа живет полноценной жизнью, сколько учеников должно быть в такой школе, чтобы можно было сказать, что это действительно школа, очень аккуратно, взвешивая все последствия. В связи с принятием нового закона «Об образовании в РФ» будет услышан голос жителей – без их решения нельзя будет закрыть сельскую школу.Ольга СВИРИДОВА, директор средней школы села Елховка Елховского района Самарской области:- Кроме основной головной школы в нашу структуру входят еще три филиала – малокомплектные школы (от 17 до 29 учеников при пяти-шести класс-комплектах). В целом в нашей школе 509 учащихся, в среднем по 15 человек в классе. Филиалы пользуются всеми ресурсами головной школы, мы им передали мультимедийное оборудование, они пользуются школьными автобусами, которых у них не было до объединения в сеть, осуществляется подвоз детей в старшую ступень (начальная и средняя школы сохранились и работают на месте). Преподавание в наших филиалах ведут 23 квалифицированных педагога. Но при работе в малокомплектных школах есть определенные риски, мы стараемся их снимать введением предметного обучения в начальной школе, ввели в практику при комплектовании классов предоставление учителям из филиалов возможности работать в основной школе, это, с одной стороны, повышает их профессиональный уровень, их статус на селе, так как они включены в общую работу всей методической системы школы, с другой стороны, ведет к повышению их зарплаты. Мы уверены, что при реструктуризации должен быть индивидуальный подход к каждой школе, нельзя рубить по живому.Марина МАЛЬЦЕВА, учитель русского языка и литературы Маслянской школы Сладковского района Тюменской области:- Наш район абсолютно сельский, на границе с Казахстаном, вдалеке от областного центра, но в наших школьных кабинетах есть интерактивные доски, мультимедийное оборудование, есть возможности видеосвязи, Интернет, внедряется робототехника. Год занятий на этой технике уже вывел наших школьников в число победителей и призеров на Всероссийских соревнованиях в Санкт-Петербурге. Сейчас у нас реализуется проект, позволяющий объединить в единую сеть все школы и детские сады района и органы управления образованием. Это не только электронные дневники и журналы, но и возможность внутрисистемной почты, консультирования родителей, снабжения детей дополнительными материалами, профессионального общения педагогов, тестирования в системе контроля знаний, создания единого банка дидактических материалов. То есть, по сути дела, эта система позволяет нам решить вопросы дистанционного образования и сетевого взаимодействия. Уже сейчас наши педагоги обеспечивают руководство исследовательскими проектами и работами учащихся других школ. В воздухе витает идея организации ассоциации сельских школ, внедряющих дистанционное обучение, – нам необходимы взаимопомощь, общение, методическое сопровождение. Дмитрий Викторович, вы эту идею поддерживаете?Дмитрий ЛИВАНОВ:- Не только поддерживаю, но и считаю важным фактором развития сельских школ, так как использование информационных технологий позволяет каждому школьнику получить качественное образование, а учителю – вести интерактивные занятия. Детям это интересно, они ведь более, чем взрослые, продвинуты в области использования таких технологий. Нам нужно понять, какие тут есть проблемы: техника, содержание, Интернет, интерактивные курсы, чтобы их решать.Максим ШАТОБА, директор начальной школы села Рюхово Унечского района Брянской области:- Я учитель физической культуры. Для сельских педагогов нынче есть меры социальной поддержки, есть надбавки для молодых учителей, льготная ипотека, различные доплаты, повышается зарплата. Но все же какими мерами, по вашему мнению, можно привлечь молодых учителей в сельскую школу?Дмитрий ЛИВАНОВ:- Конечно, нам об этом нужно думать больше. Зарплата педагогов повышается, и повышается в том числе для молодых учителей. Когда молодой человек приходит работать в школу, у него зарплата меньше, чем у уже работающих много лет. Может быть, стоит над этим подумать и сделать какие-то рекомендации регионам, может быть, стоит предложить еще какие-то новые инструменты для поддержки молодых и не просто молодых, но и талантливых учителей – успешных выпускников педагогических вузов.Елена ПОЗДЕЕВА, учитель информатики Большеключицкой сельской школы Ульяновского района Ульяновской области:- Я работаю в школе, которую нельзя назвать малокомплектной – 410 учащихся, мы осуществляем подвоз детей из пяти близлежащих сел. Наша школа участвует в грантовых конкурсах, получает немалые деньги, модернизация образовательного процесса идет широким шагом, наша школа оборудована мультимедийным оборудованием, интерактивными досками, компьютерами. Но есть и проблема: каждый учитель должен раз в пять лет повышать свою квалификацию, при современных требованиях нужно это делать чаще. Курсов повышения квалификации очень много, деньги есть, но учителя не хотят уходить на такие курсы, так как время обучения не входит в педстаж. За пять последних лет из-за этого лично я потеряла целый год стажа. Нельзя ли сделать так, чтобы повышение квалификации все-таки входило в педагогический стаж, ведь мы не отрываемся от образовательного процесса?Дмитрий ЛИВАНОВ:- Я согласен, что повышение квалификации – часть работы учителя. Будет выше квалификация учителя, будет выше качество его работы. Думаю, мы постараемся обдумать эту проблему.Светлана ЧЕРИКОВА, учитель истории и обществознания Привольненской сельской школы Светлоярского района Волгоградской области:- В нашей школе 266 учеников. Помимо учебной деятельности мы большое внимание уделяем работе учебно-производственной бригады «Юность», в которой трудятся на школьном поле (почти 400 гектаров) более 50 старшеклассников. В этом году бригаде исполнится 55 лет. Ребята не просто получают навыки работы на новой сельскохозяйственной технике, но и участвуют в различных проектах. Буквально на днях они защитили проект «Твоя земля – Привольненское» и получили грант в 630 тысяч рублей, эти деньги мы потратили на обновление сельхозтехники. Каждый год ребята получают стабильный урожай зерновых, так было и в этом году, хотя нынешнее лето было засушливым, тем более что они обрабатывали землю новым трактором, полученным от «Росагролизинга» благодаря председателю ВПС Валентине Ивановой. Это совсем новый образец сельскохозяйственной техники, ребята с гордостью садились за его руль, за лето заработали 450 тысяч рублей, часть денег совет бригады выделил на заработную плату, часть израсходовали на ремонт спортивного зала, на закупку ГСМ, часть зерна оставили на посев яровых и озимых. Выпускники получают у нас профессию тракториста, у школы есть лицензия для обучения. Нельзя ли рассматривать нашу школу как федеральную инновационную площадку для сельских школ Юга России?Дмитрий ЛИВАНОВ:- Давайте это сделаем, так как это важный опыт, который нужно распространять, ведь ребят удается профориентировать.Кристина ПОПОВА, учитель иностранного языка гимназии имени Подольских курсантов города Климовска Московской области:- Я работаю в школе уже шестой год, вижу изменения в лучшую сторону. Но есть проблема, которую нужно, как я считаю, решить на федеральном уровне. Работа учителя в принципе немыслима без ИКТ, предусматривается ли обеспечение учителей сельских школ ноутбуками и доступом в Интернет? Я понимаю, что на это нужно много денег, но эту задачу, думаю, нужно обязательно решить, если озадачиться этой проблемой. Я живу в двадцати километрах от Москвы, но у нас с коллегами есть проблемы с наличием компьютера на столе учителя. Многие учителя приносят в школу свои личные ноутбуки. Нынче ввели электронные дневники и журналы, учителя вынуждены их заполнять, многие делают это дома на своих компьютерах, а это не очень удобно. Дома нужно заниматься домашними делами.Дмитрий ЛИВАНОВ:- Уж коль вводим электронные журналы и дневники, конечно, нужно иметь компьютеры, чтобы учитель мог работать с ними в школе.Кристина ПОПОВА:- Есть и вторая проблема. Поддержка молодых учителей – льготная ипотека, жилье – важная составляющая жизни любого учителя. Я пришла в банк за ипотечной ссудой на двухкомнатную квартиру (цена в среднем в Подмосковье около 5 миллионов), но мне отказали, так как моя зарплата недотягивает до уровня 105 тысяч рублей.Дмитрий ЛИВАНОВ:- Мы обязательно разберемся. В конце 2011 года было принято решение о том, что льготной ипотекой могут воспользоваться 10000 молодых учителей. Смысл ее в том, что они получают 20 процентов от стоимости как первоначальный взнос. В Подмосковье жилье дорогое, но нам нужно эту проблему решать.Елена КУРИНА, директор школы поселка Кутузово Подольского района Московской области:- Самое главное, в городской ли школе или в сельской, – это учитель. У меня в школе коллектив большой, но мы все равно работаем на привлечение молодых педагогов. Из 50 педагогов 34 – мои бывшие ученики. Как привлекать молодых? Повышать статус учителя через СМИ. С телеэкрана преподносят нас, учителей, не так, как нам хотелось бы, а мы ведь решаем глобальные вопросы в интересах государства. Мы просим вас на уровне государства показывать больше хороших педагогов. Мы на телеэкране, в СМИ видим себя не такими, как это есть на самом деле.Дмитрий ЛИВАНОВ:- Мы, чиновники, еще более беззащитные, чем учителя.Елена КУРИНА:- Но тем не менее, чтобы нам успешно реализовывать все те программы, которые намечены, нужно привлекать в школы молодых, творческих учителей, а как это делать, когда нет уважения?Дмитрий ЛИВАНОВ:- Мне кажется, учителей на селе всегда уважали особо.Елена КУРИНА:- К сожалению, ситуация меняется, и не в лучшую сторону. Надо больше рассказывать, ведь в нашей работе много интересного и важного, но люди об этом не знают.Максим ШАТОБА:- Когда была неясна судьба нашей школы, учителя усыновили одного или двоих детей, и школа выжила. Позиция учителей ведь заслуживает уважения.Елена СЕНИНА, учитель начальных классов Новодеревенской школы Касимовского района Рязанской области:- Школа у нас небольшая, ребята творческие. У нас развито дополнительное образование – работают кружки, идет туристическая и спортивная работа. Наши ученики много читают, участвуют в различных литературных конкурсах. Поэтому я рада, что ВПС совместно с Союзом писателей России провело большую работу по формированию списка 100 книг, которые должен прочитать каждый школьник, организовало широкое обсуждение в региональных отделениях.Дмитрий ЛИВАНОВ:- Сейчас у нас проблема с детской литературой, нам надо просить Союз писателей писать больше интересных книг для детей. Мои дети читают книги, но это в основном переводы зарубежной литературы, интересные сказки, истории, но иностранных писателей. Правда, хорошо изданные, красочные.Иван ПИХЕНЬКО, ректор Брянского института повышения квалификации работников образования:- Всероссийское педагогическое собрание решило провести в январе форум сельских учителей. Мы приглашаем вас принять в нем участие.Дмитрий ЛИВАНОВ:- Я обязательно приму участие в этом форуме, нам очень важно еще раз вернуться к обсуждению тех проблем, о которых мы говорили сегодня: и о мерах поддержки молодых сельских учителей, и о повышении квалификации сельских учителей, и о многих других. Надо постараться к концу января уже найти какие-то решения, ответы на острые вопросы. Я думаю, что на форуме мы все обсудим в широком кругу сельских учителей (на форуме будет не меньше 500), может быть, они предложат какие-то новые идеи.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту