Я преподаю русский язык и литературу более сорока лет, преимущественно в старших классах, сделал около тридцати выпусков. Скоро опять экзамены. Вот решил накануне припомнить, какие темы сочинений предлагались Министерством образования на протяжении последних лет. У меня сохранилось 26 листков, присланных в школу. Я разделил их на доперестроечные и новейшие. Получилась интересная картина. Одни писатели, многократно персонально поименованные, другие – реже, третьи почему-то забыты.
Оказалось, во все времена популярен Пушкин. Темы сочинений по его творчеству были всегда – до перестройки и позже. Это естественно и справедливо. С остальными корифеями литературы все обстоит не так просто. Например, имя Александра Островского в 26 комплектах тем не упомянуто ни разу. Проигнорированы фамилии Ивана Гончарова, Александра Куприна, Сергея Есенина, Бориса Пастернака. Не так часто вдохновляли выпускников на творчество Гоголь, Тургенев, Достоевский, Салтыков-Щедрин, Бунин, Ахматова.
Нельзя не ощутить в подборе тем конъюнктурные соображения. Так, сочинения по творчеству Горького и Маяковского до 1986 года предлагалось выпускникам писать аж восемь раз. Зато потом интерес к ним угас, хотя школьная программа не игнорирует ни трибунного поэта, ни писателя-буревестника. В опале оказался ни в чем не повинный Некрасов. За пятнадцать лет не было ни одной темы по его творчеству.
Мне могут возразить – в моей коллекции всего-то 26 министерских листков. Я понимаю, что мое собрание неполное. Но все-таки тенденция высвечивается отчетливо. Прослеживается и конъюнктурная ориентация составителей тем. Но наши писатели, властители дум, остаются великими во все времена, независимо от политических метаморфоз и вкусов отдельных работников сферы образования. Так что есть над чем задуматься!
Григорий ЯКОВЛЕВ,
заведующий кафедрой русского языка и литературы УВК # 1811
Москва
Продолжение темы стр. 8-9
Комментарии