Мир без вопросов немыслим. Тем более нельзя представить без вопросов педагогический мир. Из вопросов рождаются идеи, мнения, инициативы, проекты. Но главное даже не в этом, а в том, что у человека, задающего и задающегося вопросами, работает мозг.
На пленарном заседании форума “Педагогическое образование в условиях системной трансформации современного общества”, организованного Московским педагогическим госуниверситетом 19–20 июня, выступила Татьяна Черниговская, доктор биологических наук, доктор филологических наук, член-корреспондент Российской академии образования, заведующая кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук и лабораторией когнитивных исследований Санкт-Петербургского государственного университета.
По ее словам, с человеческим мозгом ничего не может конкурировать. Именно он определяет все, что мы делаем. Мозг человека уникален. Если вытянуть в линию нейронную сеть, то она будет равна 7 полетам на Луну. В мозгу примерно 100 миллиардов нейронов, и каждый из них может иметь более 10 тысяч связей с другими нейронами. И что как не мозг может подсказать стратегии обучения современных детей?
Как заметила Татьяна Черниговская, прежде всего, сегодня нужно понять, что человечеству предстоит сделать цивилизационный выбор. Кто вырастет из сегодняшних мальчишек и девчонок? Люди мыслящие или люди, за которых все решают механизмы? Как обучать детей, которые рождаются в мире гиперсетей? Сегодняшняя реальность полна вопросов и информации. Хранилища внешней информации усложняются, и важно научиться вынимать из них то, что нужно тебе, классифицировать, упаковывать и хранить это. Но, чтобы уметь подключаться к внешней общей копилке знаний, опять же, нужно иметь мозги.
Из-за стремительного технологического и информационного развития образование все более удлиняется и удорожается. Однако это не означает, что сидеть в школе или в вузе нужно 15 лет. Поэтому принципиальным становится вопрос: как научить учиться. Здесь подсказкой выступает сам мозг человека, который просто… не умеет не учиться. Обучение идет всегда, даже вне нашего сознания. Если кто-то думает, что мозг спит, когда человек отвлекается, отдыхает, то он ошибается. Мозг участвует в процессе познания постоянно, обрабатывает и запоминает информацию. Другой вопрос, что эта информация требует внимательного отбора, классификации и осознания. Важно уметь сопротивляться отвлекающей информации, выделять главное, принимать на основе полученной информации решения и т.д. В образовании и обучении ключевой становится когнитивная гибкость, когда человек умеет безболезненно адаптироваться, своевременно переключаться.
По словам Татьяны Черниговской, и педагогам, и психологам, и родителям не помешают знания о возможностях и особенностях работы мозга, тем более, что фундаментальной наукой накоплен колоссальный объем информации об этом. Например, важно понимать, что постоянное напряженное состояние ребенка от того, что он что-то не успел, не сделал или сделал плохо, может привести к отрицательным результатам. Трагедий из-за низких оценок делать нельзя. Еще не родился на земле человек, не сделавший ошибок, в том числе крупных. Как ни банально звучит, но и педагогам, и ученикам может помочь определение цели: для чего я учусь? чего хочу достичь в результате своего обучения? Это позволит выстраивать план обучения, а планирование, безусловно, лучше неопределенности.
На взгляд Татьяны Черниговской, сведения о работе мозга, о его уникальных возможностях, о влиянии на поведение человека обязательно нужно включать в программы подготовки и переподготовки педагогов и психологов. Нужно популяризировать знания о мозге человека в СМИ. Иначе получается, что фундаментальная наука идет своим путем, а общество своим путем, и эти пути, как параллельные прямые, никак не пересекутся.
Дети сегодня совершенно другие. Если в XX веке у человека было около 150 социальных связей, то сейчас их – тысячи. Современные дети живут и общаются в гиперинформационном пространстве. Готово ли к этому образование? Готовы ли к этому учителя? На эти вопросы еще предстоит найти ответы. Но абсолютно точно доказано следующее: обучение меняет мозг человека в физическом смысле. Увеличивается качество нейронной сети, то есть растет серое и белое вещества. Поэтому обучение – это инвестиция в будущее самого себя, ведь тренированный мозг угаснет позже.
Комментарии