Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Нейроаниматы и другие чудеса. Радиолаборатория, в которой показывают «мультики»

Учительская газета, №19 от 12 мая 2015. Читать номер
Автор:

Как устроена ДНК? Какие внутренние факторы влияют на возникновение и лечение заболеваний? Что такое биофотоника, нейроаниматы, эпигенетика? На эти и многие другие вопросы юные нижегородцы и их педагоги могут получить ответы в музее Нижегородского государственного университета имени Лобачевского «Нижегородская радиолаборатория». В необычной экспозиции «Живая молекула» сотрудникам музея удалось воссоздать атмосферу настоящей научной лаборатории. У посетителей складывается ощущение, что они попали в гости к исследователям, что через мгновение они вернутся и продолжат работу: за столиками из прозрачнейшего стекла размещена их аппаратура.

Основа выставки – медийное представление. На множестве экранов демонстрируются анимационные фильмы, которые знакомят зрителя с заявленной тематикой. «Живая молекула» представлена в виде трех блоков. Первый блок – «Доктор Радио» – посвящен истории медицинской радиофизики и достижениям в современных исследованиях в этой сфере. Открывает данную часть фильм о нижегородском ученом Всеволоде Троицком и его коллегах, с чьих разработок началось активное сотрудничество радиофизиков, медиков и биологов в области создания методов лечения патологий внутренних органов человека. На стеллажах рядом представлена медицинская аппаратура из коллекции музея: радиотермометр, приборы электропунктуры, кардиографы и СВЧ-комплексы – все это предназначено для диагностики заболеваний. Интерактивный экран наглядно демонстрирует прикладное значение биофотоники – научной дисциплины о взаимодействии света с биологической тканью, а также показывает, какие длины световых волн применяются при различных диагностиках и терапиях онкологических заболеваний. На соседнем мониторе передается видеоролик о тестировании на специально выведенных трансгенных мышах новых фотосенсибилизаторов – веществ, способных увеличивать чувствительность биологических тканей к воздействию света. В будущем эти разработки позволят доставлять лекарственные препараты прямо к пораженной клетке, избегая нежелательного влияния на ее здоровое окружение.Следующий блок – «Образ мозга» – посвящен новейшим нейроисследованиям и вопросам создания искусственного интеллекта. Чтобы сложные вопросы изучения мозга стали более понятными юным посетителям, скульптор Ольга Хан создала визуальные метафоры нейропроцессов. Керамическая человеческая голова с выделенными областями мозга соединена с монитором, на котором транслируется информация о работе и функциях каждой части в виде схем, рисунков и текстов. Соседний экран демонстрирует анимационный фильм «Нейроанимат, или Биомозг в кибертеле». Если у эмбриона мыши забрать мозг и вырастить его отдельно в питательном растворе, а затем поместить его в робота,  получим нейроаниматов, перспективы применения которых необозримы: это и использование на вредных производствах, и в открытом космосе. На этом же «мозге в пробирке» можно подбирать лекарства для подавления различных болезней. Также, разбираясь в принципах обработки информации живым мозгом, ученые на будущее поставили себе задачу создания искусственного разума. После этого зрителям предлагается виртуальная экскурсия по современным нейробиологическим лабораториям.Последняя зона – одноименная «Живая молекула», посвященная медицинскому применению исследования ДНК. Экспозиция продолжает два предыдущих блока, поскольку в разработках применен радиофизический подход. Мониторы в этой зоне демонстрируют ролики об оптических методах исследования ДНК. И здесь не обошлось без визуальных метафор: керамические бусы символизируют макромолекулу ДНК с белками-регуляторами, которые могут влиять на экспрессию генов. На данный момент перед учеными стоит грандиозная задача – расшифровать эпигеном (совокупность свойств организма, которые не прямо, а опосредованно закодированы в геноме, например, это механизмы, отвечающие за «специализацию» клеток эмбриона). По сути, это любые внутренние факторы, которые влияют на развитие организма, за исключением самой последовательности ДНК. Современные ученые считают, что изучение эпигенома поможет научиться диагностировать заболевания, возникающие вследствие неправильной работы какого-либо гена. Исследователи уже приблизились к разгадке механизмов многих грозных болезней. Так, из фильма «Микро-Дарвин» можно узнать о поиске новых методов лечения организма от ВИЧ-инфекции с помощью белков-ферментов. Напоследок посетителей ждет знакомство с «Митохондриальной Евой» – мини-фильмом Андрея Суздалева о первобытной прародительнице человечества, митохондриальная ДНК которой, наследуемая только по материнской линии, присутствует и у ныне живущих людей.Разработчики проекта – Шева Давидовна Китай, заведующая музеем науки ННГУ, и Евгений Михайлович Стрелков, заведующий отделом интерактивных форм работы, поясняют: – Это третья, завершающая часть проекта, стартовавшего в 2006 году. Экспозиции формировались постепенно, с помощью грантов, которые выделялись фондом Дмитрия Зимина «Династия», при участии Института физиологии им. И.П.Павлова РАН, Физико-технического института им. А.Ф.Иоффе РАН, Института прикладной физики РАН и Нижегородского нейронаучного центра. В весенние каникулы выставку посетили педагоги из ряда школ города. Михаил Балакин, учитель физики технического лицея №38, победитель городского конкурса «Учитель года-2012», высоко оценил экспозицию: «Я очень рад, что в Нижнем Новгороде появляются такие выставки и такие музеи. Теперь есть куда привести любознательных ребят, что показать им. Особенно ценно, что здесь мы можем ознакомить старшеклассников с самыми новыми научными разработками, передовым краем науки. Мне кажется, это будет мотивировать школьников к получению знаний». Надежда Репина, учитель биологии высшей категории школы №137 Автозаводского района, тоже под впечатлением: «Я сама узнала много нового о работе наших ученых. Хорошо, что выставка рассчитана на любой уровень подготовки. Мне кажется, представленное здесь должно быть понятно любому, получившему внятные школьные знания в области химии и биологии. Кроме того, способные школьники, ориентированные на занятия наукой, наверняка откроют для себя темы, изучением которых смогут заняться в дальнейшем».Известные интерактивные научные музеи России«Экспериментаниум» (Москва).Музей «Лунариум» в Большом планетарии (Москва).Интерактивный образовательный центр «Познай себя – познай мир» Государственного Дарвиновского музея (Москва).«ЛабиринтУм» (Санкт-Петербург).«Лабораториум» (Ростов-на-Дону).«Ньютон Парк» (Красноярск).Нижний Новгород


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту