Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Связь времен

Неизвестные аспекты известных событий

5 интернет-сервисов в преподавании истории
УГ - Москва, №25 от 22 июня 2021. Читать номер
Автор:

Дистанционное обучение заставило многих учителей обращаться к различным онлайн-сервисам, ориентированным на сферу образования. Остановимся на нескольких из них, поскольку они могут с успехом применяться и в условиях традиционной формы обучения.

Начнем с сервиса, который, без сомнения, привлечет внимание любого учителя истории, – «Интерактивный исторический атлас с 3000 г. до н. э.». Сразу хочется отметить, что хотя ресурс и создан в США, тем не менее он лишен политизированности. Так, например, Крым с 2014 года указан с российской принадлежностью.

Заходя на главную страницу (geacron.com), вы автоматически будете переключены на русский язык и сразу же сможете начать работу с ресурсом.

Польза ресурса очевидна – используя его, можно проследить, как изменялась, допустим, территория Российской империи на протяжении всей ее истории или в конкретный исторический период.

В начале 2000‑х в образовании стала набирать популярность система аудиторного опроса и тестирования (АСОТ – интерактивное обучение, которое позволяет провести опрос или тестирование учащихся с быстрой программной обработкой данных и с последующим представлением результатов всем участникам).

Сама система состоит из устройства (ресивера), принимающего сигнал, с ноутбуком и из персональных беспроводных пультов с несколькими кнопками, имеющими цифровые обозначения. Для полного комплекта нужен также проектор для показа вопросов и вариантов ответов на экране.

Пожалуй, единственный минус такой системы обучения – стоимость. Средняя цена АСОТ, рассчитанной на 25 человек, начинается с 70000 рублей. Конечно же, для многих образовательных учреждений это может стать неким камнем преткновения.

Но современные технологии идут в ногу со временем. В 2013 году в Норвежском университете естественных и технических наук группа молодых программистов разработала игровую обучающую платформу под названием «Kahoot!».

Самый главный плюс – доступность и понятный интерфейс (стоит отметить, что доступен только англоязычный интерфейс, но встроенный переводчик в браузере вполне справляется со своей задачей).

В чем суть «Kahoot!»? Обучающиеся находятся в классе, где есть интерактивная доска или проектор с монитором. Далее с помощью мобильного приложения «Kahoot!» отвечают на вопросы, которые выводятся на главный экран преподавателем. Самое интересное – соревновательный аспект. Участники набирают баллы за каждый правильный ответ, а в конце викторины на экране появляется количество очков всех участников. Очки, которые получает игрок, рассчитываются следующим образом: ученик должен дать правильный ответ. Чем быстрее он это сделает, тем больше очков получит.

«Kahoot!» можно использовать в группах и индивидуально. Он подходит для обобщающего урока, для закрепления знаний, а также в качестве образовательно-развлекательной викторины перед каникулами.

«Kahoot!» можно использовать не только во время урока, но и в качестве домашнего интерактивного теста. Преподаватель создает викторину, копирует ссылку на нее и отправляет ученикам. После того как обучающиеся прошли тест, учителю видны результат, количество правильных и неправильных ответов.

Еще один плюс данного приложения – библиотека готовых тестов. На данный момент можно найти образовательные викторины, сделанные преподавателями, практически на любую тему.

Как провести подобный урок? У учеников обязательно должно быть второе устройство, на котором есть мобильное приложение «Kahoot!». Далее учитель во время урока выводит на экран демонстрацию сайта с открытой викториной и специальным пин-кодом, который генерируется автоматически и по которому ученики удаленно с помощью смартфона входят в викторину. На экране компьютера ученика появляются вопросы и ответы. С помощью телефона обучающийся нажимает на правильный вариант.

Подобное использование данной платформы делает дистанционный урок интересным. Следует отметить, что преподаватель по окончании викторины получит подробный результат и поймет, усвоен пройденный материал или нет.

Следующие сервисы могут с успехом применяться в проектной деятельности.

Первый из них – Time Graphics (time.graphics/ru) – хотя и имеет американское происхождение, но позволяет использовать русский интерфейс.

Основная цель сервиса – предоставить услугу по созданию лент времени с использованием различных типов данных. В качестве примера готового проекта можно предложить ознакомиться с лентой времени «Первая мировая война 1914-1918 гг.» (time.graphics/ru/line/182260), выполненной в 2018-2019 учебном году двумя восьмиклассницами.

Цель проекта, посвященного 100‑летию окончания Первой мировой войны и имевшего подзаголовок «Неизвестная война», – ознакомить учащихся и пользователей сервиса с событием, которое в силу определенных исторических и идеологических причин до сих пор фактически игнорируется в нашей стране, хотя открывает широкий простор и возможности для патриотического воспитания подрастающего поколения.

Лента содержит описание почти пятисот событий Первой мировой войны, каждое из которых проиллюстрировано текстовой, графической, статистической и видеоинформацией.

Проект стал лауреатом двух конкурсов проектных работ.

И, наконец, последний из рассматриваемых в статье сервисов, которым мы пользуемся чуть ли не каждый день, но о возможностях которого зачастую не подозреваем. Речь идет о сервисе Google-карты.

Мало кто знает, но он позволяет создавать собственные карты. В своей работе мы использовали его при создании проекта «Великая Отечественная война 1941-1945 гг. на карте Москвы».

Проект был выполнен двумя девятиклассниками в 2020 году и был посвящен 75‑летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. На карте отмечено и описано свыше ста топонимов, связанных с этим событием.

В рамках статьи мы разобрали пять сервисов, которые постоянно используем в своей работе. При этом хочется подчеркнуть, что интернет-технологии являются всего лишь одним из инструментов в деятельности учителя, и поэтому их использование должно быть методически продумано и оправданно в рамках как урочной, так и внеурочной деятельности.

Матвей ЗВЕРКОВ, учитель истории и литературы школы №1101;
Алексей ЧЕРНОВ, учитель истории и обществознания школы №1101


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt