Книги с загадками и стихами, игрушки – все это так важно для наших детей, все это служит их развитию и увлекает в мир знаний.
Игра – главная деятельность дошкольников, поэтому необходимо правильно организовать предметно-развивающую пространственную среду, ее удобство, многофункциональность, безопасность и трансформируемость в зависимости от возраста детей. Воспитанники с радостью используют подготовленный материал и игрушки. Игрушки для них – это жизнь в миниатюре. Они проигрывают сюжеты из жизни, подражают взрослым, делают выводы.
Введение атрибутов различных профессий в образовательную среду приносит большую пользу. Их использование в сюжетно-ролевых играх формирует у детей первые представления о профессиях, способствует развитию социальных и коммуникативных качеств, таких как отзывчивость, взаимовыручка, сопереживание, умение сообща выполнять задуманное, а также помогает лучше понять свои предпочтения, которые в будущем помогут самоопределиться в выборе профессии.
Чем старше группа, тем сложнее становятся профессии, а следовательно, и игры становятся более насыщенными, с длительными сюжетами. Игра развивает познавательный интерес, дети хотят поменяться ролями и попробовать что-то новое. Играя, дети знакомятся с новыми профессиональными навыками и компетенциями, учатся общаться, размышлять, проявлять инициативу, дружить, ставить цели и добиваться их выполнения. Таким образом, образовательная среда служит позитивным стимулом для новых открытий или закрепления уже полученных знаний о профессиях.
Родители также принимают активное участие в развитии образовательной среды. Они приезжают в специальной форме, показывают мастер-классы, рассказывают о своей профессии и дополняют новыми атрибутами наши уголки. Особенно запомнились мастер-классы по украшению пряников под руководством родителя кондитера, мастер-классы по благоустройству территории сада с помощью родителя ландшафтного дизайнера, мастер-класс «Как пришить пуговицу» от мамы швеи.
Радость воспитанников от собственноручно полученных результатов бесценна. Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, считал В.А.Сухомлинский. Сделав что-то своими руками, дети понимают важность любой профессии в жизни человека, ценят труд людей. Безусловно, такие совместные мероприятия способствуют более углубленному изучению профессий, формируют разносторонние качества личности дошкольников.
Мы видим необходимость развивать в детях уверенность в своих умениях при помощи поддержки их творческих начинаний в различных сферах. Чем больше умений приобретут дошкольники, тем легче им будет ориентироваться в мире профессий.
Важно подготовить эрудированных выпускников, способных креативно мыслить, коммуницировать, которые в будущем смогут найти себя в современных профессиях. Образовательная среда позволяет сформировать наглядный базис, на котором будет основываться дальнейшее развитие профессионального самоопределения дошкольников. Мы, педагоги, совместно с родителями воспитанников стремимся создать благоприятные условия для реализации всестороннего развития дошкольников, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.
А еще наши дети любят рассматривать, перелистывать книги и… обмениваться ими! Акция «Буккроссинг» всегда проходит на ура. Суть буккроссинга проста – книги не должны стоять на полках, а должны читаться и передаваться друг другу.
Родители и дети с радостью принимают участие в акции. Они оставляют свои любимые книжки на специальной полке, для того чтобы у других ребят появилась возможность с ними ознакомиться. Дети с большим любопытством рассматривают красочные иллюстрации, делятся друг с другом сложившимися впечатлениями и просят воспитателей прочитать им текст.
По итогам проведенной работы можем сформулировать следующие рекомендации:
– важно выделить специальную полку, в доступном месте для всех детей;
– приносить книжки в хорошем состоянии, чтобы не отпугнуть ребят, а, наоборот, привлечь;
– объяснить родителям, что книги должны соответствовать возрасту детей;
– проговорить с дошкольниками о том, что книги можно брать только чистыми руками;
– сказать, что нельзя вырывать из книг понравившуюся иллюстрацию, нельзя в книгах рисовать, книгу важно беречь для других читателей;
– вести учет книг.
Родители относятся с пониманием к вопросу повышения интереса детей к книгам. Они активно пополняют полку для обмена. Кроме того, родители вместе с детьми читают книги дома, возрождая культуру семейного чтения, становясь образцом для своих чад.
Родители, как и мы, педагоги, искренне надеемся, что, когда наши юные книголюбы подрастут и пойдут в школу, книга станет для них настоящим другом, учителем, источником знаний и вдохновения.
Лэйсан ШАФИКОВА, воспитатель школы №2000; Галина ФЕДОРОВА, старший методист школы №2000
Комментарии