search
main
0

Неисправимые идеалисты. или Как определить хорошего педагога

Проще определить будущего космонавта, чем хорошего учителя, – считают в приемной комиссии Омского государственного педагогического университета. Нынче в Сибири жарко – ртутные столбики зашкаливают за 30 градусов. Асфальт плавится, воздух не движется, у горожан нет сил. А в Омском государственном педагогическом университете все спешат. И пахнет свежестью. Может, потому, что главный корпус находится чуть в стороне от магистралей, на берегу Иртыша. Или потому, что летом в вузе – приток свежих сил. Каждый год в педагогический университет подают документы 6 000 «новеньких» из России, ближнего и дальнего зарубежья. Хотя к географии тут свой подход. Швейцарец Ник Фишер, к примеру, считается «заморским» гостем, зато китайцы – почти свои, чуть ли не сибиряки.

Местный факультет иностранных языков, где изучают и «китайскую грамоту», – один из сильнейших в регионе. Ник Фишер долго выбирал между Томском, где родился прадед, и Новосибирском, где появился на свет дед. И выбрал Омск – здесь его лучше всех поняли.

– Будущего космонавта определить легче, чем будущего учителя. – Утверждает Виктор Васильевич. – Конечно, в Центре профориентации работают психологи, но они могут дать только рекомендации. Каким он должен быть? Грамотным, человечным, артистичным, коммуникабельным, творческим – всех этих качеств мало. Нужен еще и талант, а это нечто неуловимое.

– Вот Дима Литовчин зашел, и сразу стало ясно – «наш» человек, – вспоминает Вероника Сергеевна Сергеева, заместитель секретаря приемной комиссии. – Учителем информатики мечтал быть. Когда вступительный экзамен сдавал, приемная комиссия за голову схватилась – чему мы его учить будем? Он же 7 языков программирования знает, компьютер насквозь видит. А Диме педагогика нужна была. И все же не устоял перед соблазном, столько предложений ему было. Не пошел в школу на 1200 рублей. Может, вернется когда-нибудь?

Увы, чем ближе к диплому, тем романтизма меньше. Не каждый хочет много учиться, чтобы мало зарабатывать.

– Трудоустройство выпускников – одна из важнейших проблем, волнующая и нас, и родителей. – Говорит Константин Александрович Чуркин, ректор ОмГПУ. – Самое главное, что мы делаем, – готовим специалистов, востребованных на рынке труда. Нуждаются в специалистах школы, начальные, средние, высшие учебные заведения, дополнительное образование. При всей несправедливости оплаты труда учителями в Омской области работают наши выпускники. Но появляются и другие отрасли, где требуются люди с педагогическим образованием. Наш специалист лучше адаптирован к сфере деятельности «человек – человек»: умеет строить отношения с людьми, обладает широким кругозором. Основная масса выпускников знает, как и где найти работу – этому обучают на программных курсах. Кроме того, при отделе маркетинга создано кадровое агентство «Золотой фонд». Но мы сталкиваемся с проблемой: 50-60 человек из тысячи выпускников не имеют желания трудиться. Спокойно встают на учет на бирже труда и ждут, когда им предоставят место.

Университет ежегодно набирает 200-250 «целевиков», которые идут по отдельному конкурсу. Готовить специалистов для села университет считает своей основной задачей. По мнению Чуркина, это должны быть особенные учителя – владеющие несколькими специальностями, имеющие одно высшее и несколько дополнительных образований. Студент параллельно может стать пользователем ПК или водителем, что актуально на наших сибирских просторах. У вуза есть два «сельских» филиала. Один из них – в городке Тара – имеет более чем десятилетнюю историю. Второй недавно открылся в райцентре Нововаршавка. Уровень знаний городских и сельских абитуриентов, по многолетним наблюдениям, практически одинаков – кроме иностранного языка, который на севере Омской области преподавать некому.

– Можно было бы целевые направления сделать не именными, – предлагает Вероника Сергеевна. – Предоставлять их ребятам, которым не повезло на вступительных, но ясно, что они достаточно грамотны. С непременным условием – отработать. Договора с ними пускай уже хозяйства заключают.

«Льготников» в университете вообще не очень любят. Ладно сироты или дембели – не по своей вине они знают меньше. А вот медалисты далеко не всегда оправдывают свое высокое звание. Причем выясняется это уже в процессе учебы. Еще лет десять назад во всем Омске можно было по пальцам пересчитать выпускников, имеющих медали. Нынче только в ОмГПУ ежегодно поступают по триста человек – школы, по мнению членов приемной комиссии, делают себе имидж. Особая категория – «профессиональные» льготники. Уже несколько лет на разные факультеты поступает герой одной из последних войн. Знаний, чтобы стать студентом, у него достаточно. Привилегий, чтобы получить социальное пособие и комнату в общежитии – тоже. Но учиться он не хочет. Как правило, ветерана отчисляют за потерю связи с вузом ближе к весне. А летом все начинается снова. И каждый раз его принимают с надеждой – а вдруг все же появится у человека тяга не к легким деньгам, а к трудным знаниям? Педагоги – настоящие и будущие – все же неисправимые идеалисты.

Зная такую слабость, в университете стараются создавать поменьше терний на дороге детей к звездам. Первая проблема, которую помогает решить вуз, проблема выбора своего пути. Подавать документы можно на все специальности разом. Абитуриент сдает обязательный русский язык, экзамен по специальности. И еще один, который выбирает сам, учитывая, что с этим же набором оценок может быть зачислен на другой факультет. В прошлом году молодой человек подал документы на все специальности университета, в том числе математику и историю. А поступил на физику. Нынче Омская область включилась в эксперимент по ЕГЭ – его сдают старшеклассники города и пяти сельских районов из 32 по тем предметам. Но в учебных заведениях города в качестве вступительных принимают пока лишь один школьный экзамен. ОмГПУ – единственный вуз, который засчитывает все три. Педагоги не хотят перегружать детей, тем более что 60 процентов абитуриентов имеют проблемы со здоровьем. Поэтому новый учебный корпус недавно открыли… в пригородном доме отдыха. Учащиеся всех курсов каждый год обязаны там по месяцу учиться и лечиться. Совершенно бесплатно.

Время вступительных экзаменов – пора слез сквозь смех и смеха сквозь слезы. Не всякой беде можно помочь. Если опоздал на экзамен – будут ругать. Но, несмотря на строгости, сделают скидку на плохие дороги и юношескую растерянность – разрешат сдать с другим потоком. Если неточности происходят по техническим причинам, то апелляционные заявления решаются в пользу детей. Самое сложное – когда на одно место претендуют двое с одним проходным баллом и одинаковыми оценками. Но 200-балльная система, на которую нынче перешел вуз, позволяет разрешать эти проблемы достаточно четко.

Хуже, когда отвернулась удача – весьма весомый элемент вступительных экзаменов.

– Закон суров. Но это закон, – констатирует Дробышев.

Впрочем, бывают редкие исключения. Точнее, зачисления. Ректор однажды увидел страстно рыдающую девчонку с толстенной косищей. И пожалел – на свой страх и риск. Она закончила вуз с красным дипломом и уехала работать в деревню – Чуркин не ошибся, увидев в зареванной абитуриентке педагога.

Больше семи десятков лет назад, когда Омский педагогический только открылся, один из преподавателей, А.Я. Вялых, писал: «Студенты пединститута поражают меня своей настойчивостью, с которой они борются за знания. Я много лет на преподавательской работе, но не встречал такого громадного стремления к приобретению знаний». С тех пор университет сильно изменился. В нем уже не 120 студентов, а 10000. Вместо трех отделений – 13 факультетов: 7 направлений, 39 специальностей, в том числе и непедагогические, три уровня образования: довузовский, вузовский и поствузовский (повышение квалификации и переподготовка кадров, аспирантура по 30 специальностям, 4 докторских и 2 кандидатских совета). Взамен старого здания школы – шесть учебных корпусов, общежития, полевой стационар, спортивный клуб, агробиостанция, культурно-досуговый центр, центр здоровья. Вуз имеет прочные связи с учебными заведениями Франции, Англии, КНР, Польши, ФРГ, США.

Но желание большинства ребят соответствовать званию студента Омского государственного педагогического университета осталось прежним. И даже коммерциализация не поколебала этого стремления, благодаря крепким педагогическим традициям вуза. Но главное – здесь чаще цитируют не классиков, а своих же студентов, считая, что устами отнюдь не младенцев глаголет истина. Слова Дениса Щербакова, поступавшего в вуз пять лет подряд, стали в Омском государственном педагогическом университете крылатыми:

– В конце концов образование – это единственное, что остается, когда тебя все покидает.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте