Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Неисчерпанные возможности. Резервы модернизации сельской школы

Мой профсоюз, №28 от 13 июля 2004. Читать номер
Автор:

Совершенно очевидно, что малочисленные сельские школы требуют особых подходов к модернизации образовательного процесса, который должен быть нормативно обеспечен. В противном случае большинство из них столкнутся с проблемой, о которой повествует в своем письме О.В. Пополитова, директор Марьинской школы Нерехтского района Костромской области.

«На территории нашей сельской администрации сложилась очень тяжелая ситуация, – пишет она. – Среди работоспособного населения в сельскохозяйственном кооперативе осталось чуть больше 30 человек, 125 человек работают за пределами территории, 75 являются безработными. Распространяются пьянство, воровство, тунеядство. Здание ДК не отапливается и требует ремонта. Только школа выполняет социально-педагогические, образовательные и культурные функции. Ситуация складывается так, что в 2004/2005 учебном году в школу придут учиться всего 42 человека. Школа примет под свое крыло 10 дошкольников в группу развития, так как детский сад в 2003 году был закрыт. По предварительному комплектованию, учитывая нормы «подушевого» финансирования, нам утверждают только 6 классов-комплектов и согласно штатному расписанию в школе остается только директор. Сокращается ставка учителя начальных классов, 0,5 ставки заместителя директора, 0,5 ставки педагога-организатора, 0,5 ставки библиотекаря. Не приходится нам рассчитывать и на пополнение компьютерного класса, хотя в коллективе трудится молодой преподаватель информатики и предмет ведется с 1-го класса. Ситуация осложняется тем, что администрация не гарантирует нам сохранение 25% надтарифного фонда. При отсутствии в штате школы и сельской администрации ставок социального педагога, психолога, руководителей кружков этот фонд обеспечивал деятельность кружковой и экспериментальной работы школы. Что же нам делать? Поддержите нас, пожалуйста».

Проблемы сельских малочисленных школ России требуют оперативного реагирования. Бесспорно, сельская малокомплектная школа должна стать объектом широкомасштабного эксперимента, включающего модернизацию ее нормативной базы, которая не обновлялась с 80-х годов.

Резервы модернизации малочисленной школы (а не реструктуризации) есть. Эти резервы условно можно разделить на две группы: внешние и внутренние.

К числу внешних мы относим: развитие интегративных моделей образовательных учреждений. В их числе – создание общеобразовательного учреждения «Начальная школа – учительский дом», когда учитель обучает детей младшего школьного возраста на дому. Эта модель не нова. В России в 30-е, 40-е, 50-е годы в начальных школах были квартиры учителей. Такое общеобразовательное учреждение рационально открывать на один-два класса-комплекта, а это не более 10-15 учащихся. Такая модель уже действует, к примеру, в Каменском районе Пензенской области. Научно-методическое и ресурсное обеспечение данной модели разработано Институтом социально-педагогических проблем сельской школы РАО.

В Тандинском районе Республики Тыва на базе Межегейской школы создан образовательно-досуговый центр с филиалом профессионального училища.

Актуален для села вариант образовательно-оздоровительного центра с группой детей дошкольного возраста круглосуточного пребывания.

Не исчерпаны возможности общеобразовательных учреждений «школа – детский сад», социокультурных комплексов.

Плодотворна идея создания сельских образовательных округов, позволяющих более рационально распределять финансовые ресурсы внутри школ одного округа при сохранении места их территориального расположения. Эти и другие варианты модернизации малочисленной школы, которые видоизменяют ее состав, статус, функциональные возможности, соответствуют реалиям сельской жизни, интересам жителей села.

Помимо внешних резервов модернизации, есть еще и внутренние, которые пока слабо используются массовой практикой. Рассмотрим главные из них.

Суть первого заключается в изменении механизма формирования классов-комплектов в школе II и III ступени. Если начальная школа России уже в течение века работает по принципу разновозрастного состава класса-комплекта (когда один учитель одновременно ведет занятия с учениками одного-двух и даже трех классов), то ряд школ II и III ступени успешно реализуют эту идею только в контексте преподавания неосновных предметов (изо, музыка, физкультура, трудовое обучение).

Однако идея создания классов-комплектов из малого числа учащихся среднего и старшего звена сегодня как никогда реальна и своевременна. Ее реализация может распространяться как на неосновные, так и на основные предметы. Речь идет о работе учителя-предметника, который преподает свой предмет близким по возрасту ученикам одного класса-комплекта численностью до 10 человек.

Возможно, для отдельных школ и даже районов эта идея не нова. Не исключаем, что для кого-то она может быть новой и вызвать полное неприятие. Но для массовой практики этот принцип комплектования классов-комплектов в среднем и старшем звене сегодня является спасительным и единственно возможным вариантом повышения эффективности работы малочисленной школы, предотвращения ее закрытия.

Бесспорно, идея формирования объединенных классов-комплектов из учащихся средних и старших классов потребует широкого научно обоснованного эксперимента, создания основательной и доступной учителю учебно-методической базы. Для ее успешной реализации важно создать ряд условий: нормативных (должны быть приняты соответствующие акты органов управления образованием); учебно-методических (необходимы дидактические материалы, позволяющие учителю эффективно организовать работу); организационно-педагогических (важным условием становится переподготовка, в том числе и средствами видеообразования учителей).

Какие плюсы дает реализация этой идеи? В психолого-педагогическом плане – расширяется образовательное пространство учебной деятельности ученика, повышается его интерес к обучению, активизируется познавательная активность. Учащиеся малых классов-комплектов находятся в ситуации, когда необходимо овладевать приемами самостоятельной работы с различными источниками информации. В экономическом плане – за счет объединения учащихся в один класс-комплект при сохранении прежнего объема финансирования высвобождаются средства для доплаты учителям за индивидуальные занятия с детьми, развития материально-технической базы школы. В социальном плане – сохраняется образовательное звено малого поселения, родители спокойны за безопасность детей, учителя не теряют место работы.

Сегодня можно прогнозировать и недостатки обучения учащихся среднего звена в классах-комплектах. Учитель будет тратить больше времени на подготовку к урокам. Возникнет проблема недостатка времени, отведенного на урок. Ученики при отсутствии опыта и мастерства у педагога будут отвлекаться от выполнения своего задания, если их заинтересует материал для учащихся другого класса. Неизбежны трудности с использованием видеоматериалов для учащихся разного возраста. Но все эти трудности можно преодолеть, если создать условия (хотя бы минимально необходимые) для эффективной работы учителя. Речь идет о дидактических материалах для урока, о компьютерном и программном обеспечении, о подготовке учителя к индивидуальному ориентированному обучению.

Второй резерв модернизации малочисленной школы – развитие системы заочного обучения. Ученики сельской школы, где не оплачиваются внеклассные занятия, могут расширить свои знания за счет выполнения заданий, присылаемых им из центра заочного обучения. В роли последнего может выступать областное учреждение дополнительного образования. Такой опыт накоплен сегодня в Костромской области. Он требует широкого обобщения и распространения.

Суть третьего резерва модернизации – финансирование сельской школы с учетом выполнения ею социокультурных функций. Опыт реализации этой идеи имеется в Курганской области. Здесь общественная аккредитационная комиссия присваивает школе, играющей значительную роль в социальной жизни населенного пункта, статус культурно-образовательного центра. Решение комиссии дает основание для дополнительного финансирования школы из областного бюджета.

Четвертое направление модернизации сельской школы – изменение принципа ее финансирования. За последнее десятилетие образовательные учреждения финансировались на основе различных принципов: а) остаточного; б) фактического (по фактическим расходам предыдущего года с учетом повышенного коэффициента, который отражал увеличение расходов в связи с ростом цен, уровня заработной платы); в) нормативного.

Практика показала, что все эти принципы имеют существенные недостатки. Остаточный принцип говорит сам за себя: образованию доставались те средства, которые оставались в муниципальном или региональном бюджете. В результате учреждения образования работали «на голодном пайке».

Принцип фактического финансирования также не учитывал особенностей сельских образовательных учреждений, не соответствовал реальным потребностям каждого из них.

Принцип нормативного финансирования, безусловно, имеет ряд преимуществ перед первыми двумя. Но и он обладает своими недостатками. При таком финансировании основную роль играет норматив на одного ученика. Получается: чем больше учащихся в общеобразовательном учреждении, тем больше его бюджет. Реализация данного принципа применительно к сельским малочисленным школам означает одно: они просто будут обречены на закрытие. Ведь при таком подходе совсем не учитывается число классов-комплектов в начальной школе, основной и средней.

В основных и средних малочисленных школах наполняемость класса может колебаться от 1 до 20 учащихся. Нормативное «подушевое» финансирование этого не учитывает. Отсюда – конкретное предложение по изменению финансирования сельских школ. Его суть заключается в том, чтобы за основу планирования взять класс-комплект (или класс). Такой подход приведет к более объективному планированию бюджетного финансирования образовательных учреждений села. При таком расчете необходимо принимать во внимание базисный учебный план для определения количества ставок в начальной, основной и средней школах.

Пятое направление модернизации сельской школы – внедрение нормативного финансирования внеурочной работы и школьного дополнительного образования. Общеизвестно, что учащиеся малочисленных школ имеют возможность заниматься по интересам в кружках, клубах, секциях только в рамках сельского поселения, очень редко – в райцентре. Наиболее подготовленными кадрами для работы с детьми и молодежью располагают сельские образовательные учреждения, реже – клубы и библиотеки (если они есть). В небольших населенных пунктах именно школа выступает основным организатором внеклассной и внешкольной занятости учащихся. Однако полноценно реализовать эту функцию школе достаточно трудно. Во многом этому мешает отсутствие или ограниченность средств на внеклассную работу.

Если в образовательном процессе на одного учителя в среднем приходится 8-10 учащихся и все это регламентируется базисным учебным планом, то для организации работы во внеурочное время сегодня никаких нормативов не существует. В сельских школах этот вакуум заполняют группы продленного дня и, как показала практика, разновозрастные отряды. Последние могут создаваться и функционировать как в школах, так и по месту жительства.

В общеобразовательных учреждениях в зависимости от числа классов-комплектов предусмотрены часы на работу кружков, секций, клубов и объединений по интересам – 9, 12, 18, 27, 36 часов в неделю. Однако их оплата слишком мала, либо эта работа вообще не оплачивается. Для полного охвата учащихся внеклассной и внешкольной работой (и в школе, и по месту жительства), а также группами продленного дня, разновозрастными отрядами, клубами, объединениями по интересам, занятиями в кружках и секциях необходимо ввести норматив 0,87 часа в неделю на каждого ученика. Возможность реализации этой идеи проиллюстрируем на примере основной школы, в которой 120 учеников. Первый вариант: можно открыть 4 группы продленного дня, соответственно школа получает статус школы полного дня. Второй вариант: школа может иметь 2 группы продленного дня и 36 часов на работу секций, клубов по интересам, объединений, тем самым органично сочетая работу воспитателей и педагогов дополнительного образования. Вариативный подход к планированию ставок позволит администрации школы разнообразить внеклассную и внешкольную работу, исходя из местных условий, наличия кадров, интересов учащихся. Расчет фонда оплаты труда воспитателей и педагогов дополнительного образования производится так же, как и учителей.

Шестое направление модернизации – возложение на ряд крупных школ района какой-либо дополнительной функции, реализация которой предусматривает вовлечение в их образовательное пространство учащихся малочисленных школ. Эта идея, выведенная из практического опыта, применима к любым социальным условиям, эффективна по результатам внедрения. Приведем конкретные примеры ее реализации. С 1993 года на базе Андрейковской средней школы Вяземского района Смоленской области действует очно-заочная школа для одаренных детей села. В Республике Карелия, в городе Олонце, на базе школы № 2 в контексте профильного обучения старшеклассников открылась очно-заочно школа – университетский лицей, который доступен всем учащимся района. В Коломенском районе Московской области на базе Хорошевской средней школы создан специализированный класс компьютерного профиля. В составе класса – 16 учеников из 4 средних школ районов и 2 средних школ Коломны.

Седьмое направление модернизации – активизация взаимодействия учащихся школ района посредством проведения традиционных акций. Для ученика малочисленной школы, ограниченного в общении со сверстниками, важно осознавать себя членом единого детского сообщества района. Участвуя хотя бы раз в год в районных делах, он может удовлетворить естественную потребность в общении, расширить границы познания окружающего мира, проявить свои способности, открыть интересующую его область знаний.

Восьмое направление модернизации – привлечение дополнительных образовательных ресурсов из области музейной педагогики. Речь идет об активном использовании образовательного потенциала историко-краеведческих, художественных, литературных музеев (расположенных как в райцентре, так и в областных городах) в повышении качества образования учащихся малочисленных школ. Реализация этой идеи возможна при условии развития таких форм работы музеев, которые обеспечат доступность их культурно-образовательных услуг детям из глубинки. К примеру, Александровским художественным музеем Владимирской области предложен проект «В гостях у купца Первушина». Его цель – духовно-нравственное воспитание учащихся, культурно-историческое образование детей сельских школ района. Основу проекта составляет цикл музейных занятий с детьми младшего и среднего возраста.

На занятиях, которые проводятся и в сельских школах, и в особняке купца Первушина, школьники знакомятся с опытом купечества, культурой конца XIX – начала XX века, детскими играми, традициями, этикетом. Интерьер купеческого особняка, музейные экспонаты, старинные игры, загадки – все это погружает детей в атмосферу прошлых веков, обогащает ребят новыми впечатлениями. Ребенок с малых лет ощущает свою причастность историческому социуму, осознает значение труда предков, свою принадлежность к культурной среде. Различны формы музейных занятий: посещение детьми выставок, проведение конкурсов, викторин по краеведению в сельских школах, поисковые этнографические и краеведческие экспедиции, тестирование учащихся до и после реализации проекта.

Несомненно, использование этих резервов возможно при двух условиях. Во-первых, необходимо привлечь педагогическую общественность к обсуждению предложенных вариантов сохранения малочисленной школы. Во-вторых, политическую волю должны проявить руководители главного образовательного ведомства страны, ибо решение вопроса об обновлении нормативного обеспечения деятельности малочисленных школ требует оперативных и квалифицированных действий со стороны Минобразования и науки РФ. Будущее сельской школы России зависит от желания или нежелания федеральных органов образования заниматься этой сложнейшей проблемой. А пока малочисленная школа выживает в одиночку. Впрочем, многие учителя вместе с наукой борются за ее будущее.

Марина ГУРЬЯНОВА, Владимир ОРЛОВ, научные сотрудники Института социально-педагогических проблем сельской школы РАО


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту