search
main
0

Негативное воспитание

Представление о том, что воспитание – это совокупность воспитательных мероприятий, весьма наивно. Учитель воспитывает, хочет он этого или нет. Если он блестяще знает свой предмет и увлечен им, отношение к предмету передается ученикам. Если он добр, справедливо строг, тактичен, дети стремятся быть похожими на него. Если учитель не обладает такими качествами – это тоже воспитание.

Воспитывают окружение, семья, короче говоря, воспитывает среда. Прочитанные книги, увиденные фильмы, спектакли. И даже Интернет. Роль воспитательных мероприятий очень невелика, а уж если слова, сказанные на этих мероприятиях, расходятся с делами в жизни, влияние будет негативным. Так что на воспитание отдельного времени практически не требуется, что бы там ни думали те, кто заставляет писать планы воспитательной работы. Пусть сначала попробуют для своего собственного ребенка написать план воспитательной работы на год вперед.

Любителям издавать законы и распоряжения о повышении роли воспитательной работы в школе невдомек, что многие из их решений – это тоже воспитательная работа, только воспитание это ни к чему хорошему не приводит. В школе нынче нельзя поставить двойку в четверти и в году, нельзя оставить ученика на второй год, нельзя не допустить ребенка к экзаменам. Дети прекрасно понимают, что им в любом случае нарисуют положительную отметку, хотя они эту отметку не заработали. К чему приводит такое «воспитание»? Во-первых, создается впечатление, что ложь допустима; во-вторых, вместо воспитания трудолюбия и ответственности за свои действия (учебные, в частности) поощряется стремление к халяве: действительно, зачем трудиться, если трояк и так будет выставлен, демонстрируется – на государственном уровне! – неуважение к знаниям и образованию.

Конечно, мы пытаемся противостоять по мере сил этому антивоспитанию, но получается это, естественно, не всегда. В подтверждение сказанного могу привести такой пример: очень слабая ученица за первые три четверти получила со скрипом свои тройки, а в четвертой вообще учиться перестала, когда я предупредила ее о том, что поставлю «два» за четверть, девочка мне совершенно спокойно ответила, что это не важно, потому что тройка в году все равно получается. Если бы я поставила в одной из четвертей неудовлетворительную отметку, а не тянула ученицу изо всех сил, то в четвертой четверти плоды этого пожинать не пришлось бы. Впрочем, учителя – народ обучаемый, а потому теперь откровенным бездельникам я в одной из четвертей ставлю «два», чтобы в последней четверти не расслаблялись.

Надежда КАЗАКЕВИЧ, Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте