search
main
0

Недостаточно знать себе цену. Надо еще уметь себя реализовать

Осенью 2003 года Министерство образования и науки РФ проводило российско-британскую конференцию в Королеве. Она была посвящена внедрению управляющих советов в структуру общеобразовательных учреждений. Именно тогда директор подольского лицея №26 Лариса Устинова и главный специалист Комитета по образованию администрации Подольска Наталья Байкова загорелись идеей введения новой формы управления в школе.

В июне 2004-го подольские энтузиасты вновь попали на семинар, посвященный заинтриговавшей их теме. На сей раз форум проводило Министерство образования Московской области, и состоялся он в Дубне. Тогда-то Подольску предложили провести эксперимент в своем городе и рассмотреть возможность создания управляющих советов.

До недавнего времени управляющие советы работали на пяти экспериментальных площадках: в 1-м, 23-м, 26-м лицеях и 13-й, 25-й школах. В настоящий момент управляющие советы функционируют в 31 образовательном учреждении города. Во всех учебных заведениях советы функционируют по-своему, что позволяет обеспечить конкуренцию среди образовательных учреждений, обмен опытом, стремление к улучшениям в каждой школе, в каждом лицее. А общая задача всех этих мероприятий – привлечение общественности в управление школами. Родители и ученики не понаслышке знают о проблемах школы, о трудностях, возникающих в процессе обучения. Участвуя в решении задач подобного рода, они начинают осознавать, что оптимально для каждого. Кооптированные члены советов помогают лучше разобраться в конкретных, практических вопросах: медики проводят консультации здоровьесберегающего характера, опытные организаторы досуга не скупятся на проведение праздников и акций со своими подопечными, предприниматели не оставляют без внимания материальные потребности школьников.

В чем основные функции управляющего совета? Это согласование школьных занятий государственного стандарта и профилей обучения, утверждение программы развития образовательного учреждения, выбор учебников из числа допущенных министерством, установление режима занятий и продолжительности учебной недели, решение о введении или отмене единой формы одежды для учеников, согласование по вопросам финансирования школы и расходования имеющихся средств.

Подольский лицей №26 стал участником эксперимента одним из первых. В 2004 году будущие члены управляющего совета посещали семинары, посвященные подготовке кадров, перенимали опыт своих коллег. К процессу легитимизации действий нового органа самоуправления они подошли с большим вниманием и готовили соответствующие документы, проводили переговоры с местной администрацией с тем жаром, который присущ поверившим в панацею от невозможности самостоятельности. Управляющий совет начал здесь функционировать в январе 2005-го. В него вошли сама директор Лариса Устинова, учителя, родители учеников от каждой параллели, выпускники лицея. В управляющем совете действуют две основные комиссии: учебная и финансово-хозяйственная. По необходимости собираются конфликтная комиссия, комиссии по разрешению разногласий, дисциплины и порядка. Любые вопросы находят отклик и вызывают желание их обсудить. Управляющий совет лицея занимается стратегическими вопросами развития учреждения, разработкой программы развития лицея, финансами, утверждением размера стимулирующих выплат работникам лицея (в том числе и руководителям), он участвует совместно с администрацией в подготовке публичных докладов, развитием связей с общественностью. Особое внимание уделяется вопросам питания и медицинского обслуживания в лицее. На ближайшем заседании управляющего совета обсудят программу развития лицея, школьные экзамены, в частности ЕГЭ, предстоящий выпускной. В лицее находится консультационный пункт по вопросам государственно-общественного управления для учреждений города и органов управления образованием юга Московской области: Подольского района, Троицка, Домодедова, Климовска, Серпухова, Серпуховского района, Щербинки, Пущина, Протвина, Ленинского района, Чехова.

Изначально лицей №23 сделал акцент на обучение будущих членов совета и на получение законного статуса органа самоуправления. В этом лицее большую роль играют кооптированные члены. Помимо директора Татьяны Дрожжиной, учителей, учеников и выпускников лицея, в управляющем совете состоят представители подольской и московской общественности. Так, под руководством руководителя кафедры образования в Федеральном центре управления образования Москвы Раисы Азаровой, члена управляющего совета, идет реализация программы развития лицея. По инициативе редактора газеты «Подольский рабочий» в 23-м стала выпускаться собственная газета. Лицеисты рассказывают о событиях, которыми столь богата их школьная жизнь, и делятся новостями. Специально приглашенный в качестве кооптированного члена медик занимается вопросами здоровья детей. По его рекомендациям в классах проводятся короткие сеансы гимнастических упражнений. Также по решению совета и при его содействии было обновлено оборудование медицинского кабинета. В работе управляющего совета принимает участие депутат городского совета, благодаря чему в администрации города имеют самое полное представление о жизни и планах лицея.

Деятельность управляющих советов обязательно должна быть узаконена и одобрена местной администрацией. Руководство Подольска в лице главы города Николая Пестова полностью поддержало инициативу учреждений, которые приняли участие в эксперименте, а председатель Комитета по образованию администрации Подольска Борис Денисов всячески содействует внедрению органов государственно-общественного управления в развитие и управление учреждениями образования. Эта поддержка очень важна, благожелательное внимание местных властей попросту необходимо для успешной реализации планов государственно-общественного управления в общеобразовательных учреждениях.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте