«Это недетский праздник!» – воскликнула педагог-музыкант из соседнего детского сада и смахнула слезу, наблюдая, как пятилетние и шестилетние малыши рассматривали ордена и медали у ветеранов, тянулись, чтобы потрогать орденские планки. «Настоящие», – серьезно сказал один малыш другому. Так закончился праздник в московском детском саду №984, посвященный 70-летию битвы за Москву.Сейчас детский сад уже готовится к новому патриотическому празднику, посвященному Дню защитника Отечества, а воспоминания о декабрьских событиях недетского праздника не покидают.
В тот день празднования великой победы в героической обороне Москвы в зале детского сада «Светлячок» собрались 8 ветеранов войны района Митино, мамы и бабушки детей, музыкальные работники детских садов. Подтянутые и серьезные дошкольники рассматривали выставку детских поделок о героической обороне Москвы. Негромко звучала музыка – песни военных лет. Торжественно украшенный зал, в глубине которого декорация Вечного огня у Кремлевской стены. Девочки в белых маечках, юбочках, с синими платочками на плечиках. Серьезные мальчики в пилотках и военных рубашечках. Воспитательницы в военной форме, красивые, подтянутые, вдохновенные. Большой плазменный экран, на котором беззвучно перелистывались кадры военной хроники Великой Отечественной войны. Подготовка к началу праздника напоминала большую, нет, огромную семью, в которой бывают события разного масштаба. Это был масштаб семейного празднования значимого государственного праздника.Среди зрителей были дети и взрослые разных поколений. Среди выступавших актеров – дети и воспитатели. Всех в тот день объединила теплая сила патриотических чувств, эмоционального контакта, народного единения, гордости за нашу победу, за Москву. Казалось, что здесь, на маленьком пятачке района Митино, где в 1941 году стояли зенитки и пролегла линия противовоздушной обороны Москвы, разворачивается главное событие – передача эстафеты памяти. Так просты, теплы, искренни были чувства и отношения всех участников празднования святой юбилейной даты. Просто и доступно, серьезно и глубоко рассказала историю битвы за Москву ведущая праздника – воспитатель Елена Ивашечкина. Для всех история битвы стала открытием: для старших дошкольников впервые прозвучали патриотические понятия и даты истории, для родителей пересказанное простым языком величайшее историческое событие оказалось важным моментом воспитания, оно показало, как с детьми разговаривать о героических датах, как достойно, гордо и просто вести беседу о войне, для ветеранов войны страницы военной истории стали живым воспоминанием тех грозных лет. Как водится, дети читали стихи, пели песни, плыл в танце синий платочек – символ любви, верности, надежды, чистоты. Восхищенных глаз не могли отвести родители от своих выступавших чад, которые на этом празднике были по-особенному торжественны, возвышенны и чутки. Патриотическим сердцем этого праздника стал маленький спектакль педагогического театра детского сада. Это был спектакль, в котором играли только женщины-воспитатели. Он назывался «У войны не женское лицо» и был поставлен педагогами после удивительной встречи с военно-патриотическим объединением «Сыны России» московского строительного колледжа №46. Кто-то рассказал, что студенты колледжа на одной из Вахт памяти подняли и прочитали медальон солдата: «Пономарева Матрена Николаевна. Санинструктор. 1923 г. рождения». Погибшей было 19 лет, ровно столько, сколько юношам из поискового отряда. Эту историю в 2009 году услышали педагоги детского сада «Светлячок» и сочли своим нравственным долгом поставить спектакль, посвященный светлой памяти всех женщин, погибших на войне. Так появились маленький педагогический театр и поэтический спектакль «У войны не женское лицо» по фрагментам повести Светланы Алексиевич, стихотворений Юлии Друниной, Михаила Дудина, Нины Новосельновой, Евгения Винокурова. Воспитатели, надевшие военную форму, разом превратились в артисток, исполняющих главные роли, и уже нельзя было узнать в героинях музыкального работника Ирину Балахонову, воспитателей Ольгу Молоткову, Екатерину Мартынову, Екатерину Колунтаеву, Татьяну Худякову, Юлию Рябинину, Татьяну Толстякову. В сюжет спектакля вплелись фронтовые песни, полные лиризма танцы с винтовками, кадры военной хроники, на экране всплывали прекрасные лица военной эпохи: летчиц, танкисток, саниструкторов, зенитчиц, партизанок, простых русских женщин, которые встали единым материнским фронтом на защиту Отечества. На глазах у зрителей, взрослых и детей, разворачивалась полная драматизма человеческая история женщины, ушедшей на войну по добровольному призыву. Высоко и пронзительно актрисы-воспитательницы несли мысль о долге и чести, подвиге и гибели, на глазах у зрителей погибали сценические героини, юные и прекрасные, полные жизни и цветения. Гибель за Родину была показана символически, знаково, с помощью музыки, застывших мизансцен, но все понимали, что значит эта чуткая сценическая символика. Детям тоже был ясен условный смысл сценического действа, полный искренности, педагогического таланта и сценической выразительности. Дети поняли и приняли сложную недетскую историю о женском подвиге и героизме. Почему? Наверное, потому что воспитатели вели продолжительную работу с детьми, готовили их к этому событию, беседовали, а дети рисовали, слушали, смотрели.Глубина патриотических чувств воспитывается там, где есть педагогические традиции, деятельность, преемственность поколений. Поэтому малыши замерли, когда зазвучал метроном, они поглядывали на ветеранов, которые встали на минуту памяти, и тоже встали. Мгновения минуты памяти пронеслись, а далее по сценарию было возложение живых цветов к символическому Вечному огню в сценических декорациях. Дети и ветераны смотрели на всполохи театрального огня и держались за руки. Стар и млад. Волнующее единение… Как дошкольникам рассказывать о войне? Как воспитать чуткое отношение? Что надо делать родителям, воспитателям? Конечно, у каждого свой ответ на этот вопрос. У детского сада «Светлячок» – свой. Педагоги выбрали путь взаимодействия с районным советом ветеранов войны, расширения пространства детского сада как важнейшего института социализации детей, где приобретается многообразный опыт общения друг с другом, взрослыми, где формируются важнейшие социальные навыки. Чем шире это воспитательное пространство, тем больше возможностей для воспитания детей.70-летие победы под Москвой стало педагогическим событием в детском саду №984. Педагоги детского сада смогли выйти за стереотипы детского праздника, обрели точную и высокую интонацию разговора о войне с детьми, родителями, ветеранами: без пафоса, без фанфар, без слащавости и формализма. Праздник в детском саду получился настоящий, как ордена и медали победителей.
Комментарии