Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Актуально

Неделя физической культуры и здорового образа жизни на Московском педагогическом форуме: итоги и перспективы

УГ - Москва, №18 от 4 мая 2021. Читать номер
Автор:

В столице завершился Первый Московский педагогический форум. В его рамках провели 447 онлайн-мероприятий, выступили 553 авторитетных спикера и состоялось более 110 тысяч подключений из разных городов страны. Шестая неделя форума была посвящена физической культуре и спорту.

С 29 марта по 2 апреля в рамках Первого Московского педагогического форума прошла тематическая неделя «Физическая культура: инструкция по применению», организованная Московским центром «Патриот.Спорт». В течение пяти дней прошло 58 панельных дискуссий, лекций, круглых столов, вебинаров и мастер-классов, посвященных различным аспектам физической культуры, школьного спорта и основам безопасности жизнедеятельности.

На форуме выступили представители органов исполнительной власти города Москвы и федерального уровня, а также подведомственных учреждений, Уполномоченный по правам ребенка в городе Москве, представители вузов и научно-исследовательских институтов. Кроме того, форум посетили представители учреждений здравоохранения, образовательных и спортивных организаций Москвы, тренеры и титулованные спортсмены.

Эксперты затронули вопросы развития Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО и школьных спортивных клубов в столице, обсудили актуальные аспекты совершенствования кибербезопасности и соревнований школьных спортивных лиг, подчеркнули исключительную важность формирования культуры здорового образа жизни у молодежи.

Ключевой идеей всей недели стала необходимость индивидуального подхода к спортивному воспитанию, ориентации на интересы учащихся, их потребности и особенности физического развития.

На мероприятия форума зарегистрировалось более 12,5 тысячи участников. Записи всех трансляций доступны для просмотра на официальном YouTube-канале Московского центра «Патриот.Спорт».

Одной из тем форума стали вызовы, с которыми московское образование столкнулось в связи с пандемией COVID-19. В короткие сроки уже существующие образовательные программы были адаптированы к онлайн-формату. Новые проекты реализовывали с учетом введенных ограничений. Основной тенденцией стало проведение онлайн-уроков, соревнований, конкурсов и дистанционных образовательных программ. При этом многие занятия дополнительного образования были приостановлены. Кроме того, отменились спортивные соревнования, что привело к снижению двигательной активности учащихся.

Соревнования школьных спортивных лиг – важнейший элемент системы популяризации здорового образа жизни и поддержания соответствующего уровня двигательной активности детей и молодежи. Поэтому эксперты отметили крайнюю необходимость возобновления массовых физкультурно-спортивных мероприятий для московских школьников и студентов колледжей с соблюдением всех требований эпидемиологической безопасности.

Систематическим занятиям физической культурой и спортом также способствует Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО. Выполнение нормативов ГТО требует хорошей физической формы, которую необходимо поддерживать постоянно. В 2020 году Московский центр «Патриот.Спорт» провел более 700 мероприятий по выполнению нормативов, в которых приняли участие более 50 тысяч столичных школьников. А обладателями знаков ГТО в этом учебном году стали более 32 тысяч учащихся Москвы.

В дальнейшем возможность выполнить нормативы ГТО планируется предоставить еще большему количеству ребят. Этому поспособствует открытие собственной площадки Московского центра «Патриот.Спорт» на базе Морского центра имени Петра Великого.

Эксперты отметили, что учебный предмет «Физическая культура» является единственной дисциплиной, которая входит в программы на всех уровнях образования. Она оказывает интегративное влияние на формирование личности человека, способствует освоению других дисциплин и играет важную роль в будущем самоопределении человека. Вместе с тем практика показывает, что мотивация обучающихся к занятиям физкультурой существенно снижается к старшим классам. Чтобы вовлечь их в систематические занятия физической культурой и спортом, необходимо использовать современные персонифицированные подходы.

Один из них – создание спортивных клубов на базе образовательных организаций. В настоящее время это приоритетная государственная задача по развитию физической культуры и массового спорта. Также повысить мотивацию учащихся к занятиям призван проект «Урок-секция» Московского центра «Патриот.Спорт». Он позволяет школьникам выбирать индивидуальную траекторию физического развития, а учителям – повышать уровень педагогического мастерства и квалификацию в профильных видах спорта. В 2019 году проект стартовал в 18 образовательных организациях и привлек более 5,5 тысячи учащихся. Сегодня участниками проекта являются 122 организации и более 25 тысяч учащихся.

Говоря об обучении школьников и студентов с ограниченными возможностями здоровья, спикеры отметили, что индивидуальный подход способствует оздоровлению и адаптации к современным условиям жизни, а при наличии у преподавателя соответствующих компетенций обеспечивают возможность коррекции физического состояния.

Кроме того, эксперты подчеркнули, что в современном мире востребованность преподавателей учебного предмета «Физическая культура» зависит от их многопрофильности. Для качественной организации образовательного процесса и полноценной реализации педагогического потенциала им необходимо обладать набором компетенций, позволяющим проводить как уроки, так и занятия в рамках дополнительного образования, а также организовывать физкультурные и спортивные мероприятия.

В ближайшем будущем, в том числе с учетом потенциальных законодательных изменений, учителям физической культуры важно будет получать тренерские навыки для работы в секциях, а также компетенции организаторов мероприятий, в том числе по реализации ГТО. Кроме того, в расширении арсенала профессиональных навыков и умений учителям помогут навыки арбитра по различным видам спорта.

В целом все большее число детей и молодежи воспринимает физическую культуру и спорт как полезное, модное и позитивное хобби, поэтому роль специалиста в этой сфере в будущем продолжит смещаться в сторону наставничества. Такой специалист должен обладать дополнительными знаниями в области рационального питания, общей и спортивной психологии, спортивного менеджмента и маркетинга.

Форум показал, что педагоги Москвы заинтересованы в постоянном повышении уровня профессиональных компетенций и активно используют курсы повышения квалификации Московского центра «Патриот.Спорт». В дополнительном профессиональном образовании отмечается популярность направлений по видам спорта: баскетболу, шахматам, тэг-регби, киберспорту и аэробике. В 2020‑2021 учебном году по этим направлениям обучились более 550 педагогов. Также популярно направление «Воспитание и развитие учащихся кадетских классов», по которому успешно освоили различные программы более 500 учителей.

Востребованы педагогическим сообществом программы, связанные с обеспечением инклюзивного образования и направленные на организацию современных занятий по физической культуре для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Актуальной является и программа «Менеджмент школьного спорта», направленная на формирование управленческих и организаторских компетенций у руководителей и представителей школьных спортивных клубов. Популярны также программы, связанные с волонтерством, организацией юнармейской деятельности и патриотического воспитания в московских школах.

Эксперты рекомендуют учителям физической культуры в ближайшее время сосредоточиться на программах, развивающих навыки регулирования секционной работы, подготовки и проведения спортивных мероприятий, а также на методиках вовлечения родителей, работы с болельщиками и продвижения продуктов в социальных сетях.

По итогу недели физической культуры и спорта на Московском педагогическом форуме все эксперты отметили, что образовательное учреждение является особым пространством, в рамках которого происходит формирование не только социально адаптированной личности, ее профессионального и гражданского самоопределения, но и самой важной, базовой характеристики, обеспечивающей реализацию всех остальных, – здоровья.

Денис АЛЕКСАНДРОВ, Московский центр «Патриот.Спорт»


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt